На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Телеканал RTVI

296 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Петров
    Кто будет верить пиндосам?В России назвали ...
  • Игорь Петров
    Нью-Йорк, Париж, ...
  • Виктор Луговой
    "хотя Россия обладает ядерным оружием, ее ВВП ниже, чем у Германии или Франции." Дык это смаря как мерить. Наш ВВП - ...Макрон не исключи...

Афганистан без США, но с талибами: почему Байден выводит войска и чем это грозит России

Председатель Комитета начальников штабов армии США заявил, что американские войска успеют полностью вывести из Афганистана до сентября. Такое поручение дал Джо Байден. Президент пояснил, что американские силы находились в Афганистане, чтобы бороться с террористами, а не чтобы объединять страну, и свою задачу выполнили. Армия США присутствовала там с 2001 года, за это время погибли больше двух тысяч военнослужащих. Чего Соединенные Штаты добились за эти 20 лет и что будет после вывода войск, разбирался корреспондент RTVI Гарри Княгницкий.

Председатель Комитета начальников штабов армии США заявил, что американские войска успеют полностью вывести из Афганистана до сентября. Такое поручение дал Джо Байден. Президент пояснил, что американские силы находились в Афганистане, чтобы бороться с террористами, а не чтобы объединять страну, и свою задачу выполнили. Армия США присутствовала там с 2001 года, за это время погибли больше двух тысяч военнослужащих. Чего Соединенные Штаты добились за эти 20 лет и что будет после вывода войск, разбирался корреспондент RTVI Гарри Княгницкий.

Войну США в Афганистане точно нельзя назвать победоносной. В лучшем случае — частично успешной. Хотели свергнуть режим «Талибана» (запрещенной в России террористической группировки) — свергли. Ставили задачу освободить Афганистан от талибов — не получилось. При Дональде Трампе даже сели с ними за стол переговоров. Пытались пленить и судить участников «Аль-Каиды» (запрещенной в России террористической группировки) — не удалось.

Правда, покарали Усаму бен Ладена за теракты 11 сентября. Но главаря «Аль-Каиды» убили силами спецназа в 2011 году на территории Пакистана. И вопрос: надо ли было ради этого увязать в Афганистане на 20 лет?

Эмран, житель Кабула: «После убийства Усамы бен Ладена прошло 10 лет. США уже тогда заявили, что выполнили свою задачу. Но до сих пор не достигли цели, важной для самого Афганистана, — установления мира».

Итог войны: около трех тысяч погибших американцев и продолжающиеся атаки талибов на кабульский режим.

Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов: «В течение последнего года мы фиксировали от 80 до 120 нападений на афганские правительственные силы ежедневно».

Хашмат Улла, житель провинции Кундуз: «Кровопролитие достигло пика сразу после прихода Международной коалиции. Каждый день мы видели взрывы, которые устраивали террористы-смертники».

По сути США столкнулись с партизанской войной. В ней сложно одержать победу высокотехнологичной нации, если она не прибегнет к геноциду, считают военные обозреватели.

Александр Гольц, военный обозреватель: «Лучше вести массированные авиационные удары и точечные действия на территории страны противника без попыток установить контроль над какой-то территорией. Вот гибель всех армий, которые ведут противопартизанскую войну, начинается ровно в тот момент, когда они пытаются установить контроль над территорией».

Это понимают и в самой Америке. Точнее, понимали. После Вьетнама, из которого еле вылезли в 1975 году. Прошло полтора десятилетия, и успешная операция по выбиванию войск Саддама Хуссейна из Кувейта в 1991 году ослабила действие вьетнамской вакцины и придала уверенности в своих силах.

США тогда пришли в Кувейт, победили и ушли. Но после терактов 11 сентября такие меры вряд ли бы выглядели, как полноценная месть за убийство тысяч американцев. Да и в глазах международного сообщества можно было уронить авторитет.

Фотография: John Moore / Getty Images News предоставлено Getty Images

Натаниэл Найт, профессор истории Университета Сетон-Холл: «Вот у нас в 2001 году это была борьба с мировым терроризмом — „Аль-Каидой“, которая нас втянула в войну. То есть геополитический контекст втягивает внешние силы в Афганистан. А внутриафганская проблематика заставляет вот эти внешние силы застревать там».

С этой внутриафганской проблематикой не смогли справиться ни Британия в XIX веке, ни Советский Союз в XX веке. Как только в Афганистан начинается вторжение извне, в стране вспыхивает мощное противодействие. Враждующие кланы начинают дружить против общего внешнего врага. Он сталкивается сразу с тремя непреодолимыми факторами: горным ландшафтом, из которого противника не выкурить, исламистской идеологией и влиянием других внешнеполитических игроков.

Например, когда в Афганистане воевал СССР, Америка подогрела моджахедов вооружениями на общую сумму в районе $3 млрд. Вашингтон не мог допустить откровенной интервенции и усиления влияния Москвы в Центральной Азии. Да и вьетнамские раны еще не зажили: хотелось устроить Советам их фиаско а-ля Вьетнам. Получилось. В 1988 году, после девятилетней войны, СССР ушел из Афганистана. Погибли около 14 тысяч солдат.

Александр Гольц, военный обозреватель: «Советский Союз все-таки оставил вполне дееспособный режим Наджибуллы. И только отказ от всякой помощи ему привел к тому, что этот режим был побежден».

Но победители, вместе воевавшие против СССР, не поладили между собой. Пока выясняли отношения, пришли талибы и в 1996 году всех разогнали. Вчерашний полевой командир моджахедов Ахмад-Шах Масуд, объявивший себя министром обороны Афганистана, сумел удержать контроль над северными районами страны.

Будучи ветераном войны с Советским Союзом, он невольно выполнял для России важную задачу: удерживал буфер, отделявший талибов от северных соседей. В 2001 году, за два дня до атак на башни-близнецы в Нью-Йорке, Масуд погиб в результате теракта. Он согласился дать интервью, а в качестве съемочной группы талибы подослали к нему террористов-смертников со взрывчаткой.

Дальше началось 20-летнее пребывание американской армии в Афганистане. И не сказать, что России это было совсем невыгодно: чего хорошего иметь у себя под брюхом страну, которую контролируют боевики.

Александр Гольц, военный обозреватель: «Я очень хорошо помню, когда началась операция. Тогдашний начальник Генштаба Балуевский — ну, тогда еще были относительно неплохие отношения с США — в минуту откровенности сказал: „Ну, Господи, американцы же делают работу за нас“».

Одно время Россия даже предоставляла НАТО аэродром в Ульяновске в качестве перевалочной базы. У ВВС США была и авиабаза в Кыргызстане. Затем случился Крым, за ним санкции — и Россия с Кыргызстаном свернули сотрудничество. Насколько это могло осложнить американцам контроль над Афганистаном, сказать сложно. Потому что к 2015 году США вывели большую часть войск, а целесообразность дальнейшего пребывания уже вызывала массу вопросов. Во-первых, терактов в Афганистане меньше не стало, «Талибан» никуда не делся. Во-вторых, в западной прессе стали всплывать скандалы, связанные с наркотрафиком.

Еще в 2013 году бывшего капитана американской армии Салима Шарифа приговорили к 10 годам за торговлю афганским героином. А спустя четыре года ВВС оконфузились с бомбардировками нарколабораторий. Как позже выяснили «Би-би-си» и журнал Time, атаковали не лаборатории, а склады с химикатами для производства героина.

Не такой уж и большой ущерб для боевиков, которые жили и вели войну на деньги от продажи опиатов. При этом удары с воздуха наносили в том числе истребители F-22, у них стоимость летного часа — $35 тысяч. Это вызвало недоумение даже у тогдашней командующей американской авиацией Хизер Уилсон: что это, дескать, за расточительное самоуправство на местах. В итоге экспорту наркотиков атаки не помешали. Наоборот, в 2017 году поставки побили очередной рекорд.

Все это нельзя назвать полномасштабным провалом, подобным советскому. Но что американцы до сих пор делают в Афганистане, а главное, что останется после их отступления, непонятно. Сможет ли устоять светский режим под натиском «Талибана»?

Абдулла Абдулла, председатель Высшего совета Афганистана по национальному примирению: «Будет очень трудно, но в то же время, находясь в Афганистане, в самом эпицентре, и принимая во внимания все обстоятельства, я не думаю, что для нас наступит конец света».

Куда меньше оптимизма у афганских женщин. Им в лучшем случае запретят работать, если власть снова, как после ухода СССР 30 лет назад, захватит запрещенный террористический «Талибан».

Садат, владелица салона красоты: «Я добилась всего в своей жизни огромным трудом. Я работала, не покладая рук. Если „Талибан“ действительно вернется и запретит нам работать, мне придется все бросить и бежать в Иран».

Махбуба Серадж, активистка: «Все наши мольбы и крики о помощи — это пока глас вопиющего в пустыне. Ради Бога, сделайте же что-нибудь с этим „Талибаном“. Должны же быть какие-то методы, какой-то механизм, чтобы не позволить им повернуть все вспять».

Что это может быть за механизм, никто не знает. Но сразу два бывших госсекретаря США Кондолиза Райс и Хиллари Клинтон призывают Байдена не спешить с отступлением из Афганистана. И в Вашингтоне многие разделяют их позицию.

Майк Перселл, исполнительный директор Центра глобальных интересов (Вашингтон): «США уходят из Афганистана в тот момент, когда напряжение там только усиливается. И любому публичному политику сложно сейчас это признать. Хотя это именно то, что сейчас происходит. И возможная гражданская война с очень непонятными последствиями — наиболее вероятный исход».

Почему же Байден решился на такой шаг? С одной стороны, он еще в бытность вице-президентом при Бараке Обаме активно выступал за вывод войск из Афганистана. С другой, сам, баллотируясь в президенты, обещал вернуть Америке лидерство во внешней политике и в первые 100 дней в Белом доме делал для этого, казалось бы, все. Но какой же из США мировой арбитр, если они бросят Афганистан на произвол судьбы?

Майк Перселл, исполнительный директор Центра глобальных интересов (Вашингтон): «Всем очевидно, что США провалились в Афганистане. И для Байдена главное — переосмыслить возможности и силы. Смогут ли США вовлечь в решение афганской проблемы своих союзников, страны G7 и международные организации? То есть Байден по-прежнему хочет вернуть Америке лидерство и престиж на международной арене, но он понимает, что придется маневрировать и брать в расчет, что возможно, а что нет. А не просто лезть напролом».

Фотография: John Moore / Getty Images News предоставлено Getty Images

Натаниэл Найт, профессор истории Университета Сетон-Холл: «Я думаю, что есть вариант, где Америка может поддержать существующую власть в Афганистане без прямого военного присутствия, которое только как-то нагнетает обстановку и толкает „Талибан“ к дальнейшему насилию и сопротивлению».

Что это за вариант, никто пока не понимает. Но одной из проигравших из-за американского отступления сторон может оказаться Россия. Если «Талибан» снова возьмет под контроль Афганистан, начнется экспорт радикального исламизма на север через страны Средней Азии. Потянутся беженцы и мало ли кто еще.

Мог ли Байден решиться на такую иезуитскую многоходовку, чтобы доставить головную боль Москве? Или даже втянуть ее в еще одну войну с терроризмом на дальних подступах? Это вряд ли. Сирийская практика показала, что Кремль в состоянии удержаться от полномасштабных наземных операций.

Да и предыдущий афганский опыт слишком травматичен и еще не забыт. Но проблему беспокойного южного соседа России как-то придется решать, пока Байден будет наслаждаться ролью миротворца, окончившего самую долгую войну в истории США.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх