Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России объяснила в своем определении, в каких случаях родитель погибшего на СВО военного может лишиться права на выплаты в связи с его смертью.
<strong>Родители военнослужащих, погибших в зоне военной операции, могут лишиться лишиться права на выплаты в связи с их смертью, если не принимали участие в воспитании детей и не платили на них алименты.
Об этом <a href="https://vsrf.ru/lk/practice/stor_pdf/2453410">говорится</a> в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда.</strong>Суд рассмотрел жалобу жительницы Архангельска Татьяны Ларининой, сын которой Илья Шевченко, проходивший военную службу на СВО по мобилизации, погиб в марте 2023 года в ДНР. Ларинина обратилась в суд с требованием лишить своего бывшего мужа Григория Шевченко права на получение выплат в связи с гибелью сына.
В 2010 году супруги развелись, к тому времени они уже три года жили раздельно, при этом сына воспитывала мать. Шевченко, как отмечается в документах, после развода "злостно уклонялся" от уплаты алиментов, задолжав к моменту совершеннолетию сына почти 620 тыс. рублей. Ларинина добавила, что ее экс-супруг не занимался воспитанием ребенка, не заботился о его здоровье, не поздравлял с праздниками, вел аморальный образ жизни и злоупотреблял алкоголем. <blockquote>"Однажды, находясь в алкогольном опьянении, Шевченко ударил Ларинину и сына, которому на тот момент не было и пяти лет", — отмечается в документе.</blockquote> Допрошенные судом свидетели подтвердили, что Шевченко не принимал участие в воспитании сына. Согласно характеристике участкового, мужчина ранее привлекался к уголовной и административной ответственности, "склонен к совершению правонарушений и преступлений".
Однако Исакогорский районный суд Архангельска отказался удовлетворить иск Ларининой, отметив, что между Ильей Шевченко и его отцом не были нарушены семейные и родственные отношения. Сын "проживал с отцом некоторое время в 2017 году, жалел отца, хотел с ним встречаться, помогал ему продуктами, уже будучи в совершеннолетнем возрасте, часто приходил к нему домой", говорится в материалах.
Суд также отметил, что Григорий Шевченко не привлекался к ответственности за неисполнение родительских обязанностей и неуплату алиментов, не состоял на учете и не был лишен родительских прав. Другие инстанции оставили это решение в силе. <h2>Выводы Верховного суда</h2> Ларинина обратилась в Верховный суд, коллегия которого пришла к выводу, что предыдущие инстанции допустили "существенные нарушения норм материального и процессуального права". ВС отменил ранее вынесенные решения и направил дело на новое рассмотрение. <blockquote>"Суды первой и апелляционной инстанций произвольно применили статьи <...> Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и продемонстрировали непонимание сути прав и обязанностей родителей в отношении своих детей", — говорится в определении ВС.</blockquote> Выплаты в связи с гибелью военного положены родителям, которые "длительное время надлежащим образом" воспитывали его, содержали его до совершеннолетия и "вырастили защитником Отечества", отмечается в документе. При уклонении от выполнения родительских обязанностей и злостной неуплате алиментов родитель военнослужащего может быть лишен права на выплаты.
Законы, гарантирующие родителям погибших военных меры поддержки, имеют целью "не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества — защитников Отечества", говорится в определении ВС.
В картотеке суда есть и другие подобные дела за 2023 и 2024 годы. В декабре прошлого года ВС <a href="https://vsrf.ru/lk/practice/stor_pdf/2434138">вынес</a> такое же определение по делу жительницы Хабаровска Натальи Гейкиной, которая требовала лишить бывшего мужа права на выплат за гибель сына-контрактника в мае 2023 года. Сумма алиментов, которые ежемесячно выплачивал мужчина, составляла от 2,6 тыс. до чуть более 4 тыс. рублей, похороны сына Гейкина оплатила сама. Суды, куда обращалась женщина, не стали лишать отца погибшего военного права на выплаты. ВС отменил эти решения. <div class="intext-box">
С 1 января 2025 года размер выплаты членам семьи погибшего участника военной операции составляет 5 млн рублей. Эта сумма делится поровну между всеми близкими родственниками военного: супругой/супругом, матерью и отцом, несовершеннолетними детьми. Также родственникам погибшего положена ежемесячная выплата в размере 15,4 тыс. рублей.
</div>
Свежие комментарии