На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Телеканал RTVI

373 подписчика

Свежие комментарии

  • Варлам Устрялов
    Соплежуйство начальника и поддержка им окружающего его быдла-друзей стало главной причиной наших последних потерь. У ...Мародеры убили на...
  • Татьяна Ускова
    оказался подлый и хитрожопый(Президент Сербии ...
  • Вадим Лебедев
    Ну и что за иероглифы тут выложили?«Урок России»: ка...

«Прибор делался в рамках импортозамещения». Как разбилась «Луна-25»

Научный корреспондент RTVI Павел Котляр вспоминает о долгой истории создания миссии "Луна-25" и злополучного акселерометра, ставшего причиной ее аварии, а также рассуждает о проблемах отрасли, которые она выявила.

<strong>«Луна-25», автоматическая российская межпланетная станция для исследования лунной поверхности, стартовала 11 августа 2023 года.

Через несколько дней связь с ней была потеряна, и вскоре «Роскосмосу» пришлось признать, что аппарат разбился при снижении. Через некоторое время стала известна и причина аварии: отказ акселерометра, установленного на одном из приборов. Научный корреспондент RTVI Павел Котляр вспоминает о долгой истории создания миссии и злополучного устройства, а также рассуждает о проблемах отрасли, которые выявила эта авария.</strong> <h2>Намеченные сроки</h2> Солнечным утром 11 мая 2018 года в старом здании Президиума Российской академии наук на Совете РАН по космосу собрались ученые, представители Роскосмоса и НПО имени Лавочкина. В повестке дня были две темы: космический мусор и вторая, формулировка которой «вопросы лунной программы» не предвещала острых дискуссий.

Впрочем, люди, следившие тогда за российским космосом, помнят, о чем говорили и спорили в начале 2018-го года. К тому времени российская миссия «Луна-Глоб» («Луна-25»), которой предстояло впервые за 40 лет сесть на лунную поверхность, уже пережила несколько переносов, считалась долгостроем Роскосмоса и за глаза остряками называлась «Луной-гроб».

В марте 2018-го года, в показанном по телевидению фильме Андрея Кондрашова «Путин» президент назвал следующий 2019-й год годом возобновления российской лунной программы.

Но тогда только уборщица в Роскосмосе не знала, что ни о каком запуске аппарата в следующем году не могло быть и речи — станция попросту не готова, и готова в ближайшее время не будет. <div class="intext-black">

Как бы то ни было, в тот период все ждали не ответа на вопрос, состоится ли запуск в 2019-м году, а когда Роскосмос, возглавляемый тогда Игорем Комаровым, признается в очередном переносе.

</div> На Совете РАН по космосу академик Лев Зеленый, тогдашний директор Института космических исследований (ИКИ РАН), впервые сообщил то, что многие боялись услышать. Согласно его презентации выходило, что полететь в 2019-м году станция не сможет из-за неготовности прибора БИБ (Блок инерциальный бесплатформенный). Точнее, прибор был готов, но испытания летного образца не дали требуемых результатов. Купить же ему на замену подходящий европейский прибор <span lang="en-US">Astrix</span> помешали санкции. <blockquote> <p align="left"><span lang="ru-RU">«Программа утверждена, мы по ней работаем, но произошло два неприятных события на букву «С» — секвестр и санкции. </span><span lang="ru-RU">Прибор БИБ должно было сделать НПО измерительной техники, но у них это не получилось. Иностранный прибор , который мы планировали приобрести, из-за санкций мы получить не можем. Поэтому прибор под названием БИУС-Л сейчас разрабатывается в НП</span><span lang="ru-RU">ЦАП</span><span lang="ru-RU"> имени Пилюгина, время его </span><span lang="ru-RU">разработки</span><span lang="ru-RU"> приведет к задержке запуска. Без этой системы лететь нельзя», — </span><span lang="ru-RU">пояснил Зеленый.</span></p> </blockquote> <p align="left"></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">В</span><span lang="ru-RU"> 2020-м же году запуск </span><span lang="ru-RU">оказался</span><span lang="ru-RU"> невозможен по баллистическим условиям, связанным с ограниченным запасом топлива на борту, </span><span lang="ru-RU">поэтому ученые предложили единственный выход — перенос запуска не на 2020-й, а сразу на 2021-й год. </span></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">Услышав </span><span lang="ru-RU">это,</span> <span lang="ru-RU">возмутился присутствовавший на совете Михаил Хайлов, </span><span lang="ru-RU">зам</span><span lang="ru-RU">главы Роскосмоса</span><span lang="ru-RU"> по автоматическим космическим комплексам и системам, </span><span lang="ru-RU">который четырежды напомнил присутствующим, что он — государственный заказчик. </span><span lang="ru-RU">Хайлов — долгожитель в руководстве Роскосмоса, он сохранил свою должность, пережив правление </span><span lang="ru-RU">Комарова и</span><span lang="ru-RU"> Дмитрия Рогозина. </span></p>

<blockquote> <p align="left"><span lang="ru-RU">«Мне, как госзаказчику, НПО Лавочкина официально не представляло никаких обосновывающих документов, каких-то новых сроков. Я честно говоря не понимаю, почему этот вопрос сейчас выносится, потому что до конца техническая проработка не закончена... Я, как представитель госзаказчика, пока возражаю. Пуска</span><span lang="ru-RU">й</span><span lang="ru-RU"> установленным порядком будут сделаны все операции, завершены все проработки, доложены конечные варианты, как это будет реализовываться, указать, почему не успевают к 2019-му году», — </span><span lang="ru-RU">эмоционально заявил Хайлов (аудиозапись того заседания совета до сих пор находится на сайте Совета РАН по космосу).</span></p> </blockquote> <h2>Приборы интересные и не очень</h2> Надо оговориться, что за комплекс научной аппаратуры на борту «Луны-25», отвечал ИКИ РАН. Этими приборами, в том числе «бурилкой», с помощью которой в полярной области планировалось найти лед, и предстояло делать самые интересные научные открытия, все приборы были давно готовы, и ученые ИКИ ждали их отправки на Луну.

Помимо этого, на борту станции есть служебная аппаратура — всевозможные приборы, обеспечивающие функционирование, перелет и посадку станции. Это довольно скучные приборы. Про них не пишут СМИ, не рассказывают ученые, но лететь без них действительно нельзя. Одним из них и был навигационный прибор БИБ, к разработке которого ни ИКИ РАН, ни выступавший на Совете академик Зеленый отношения не имели.

Зато прямое отношение имело НПО Лавочкина и сам Михаил Хайлов, <a href="https://www.kommersant.ru/doc/2583300?ysclid=lmq7srflpe151678446">курирующий</a> в Госкорпорации создание спутников, космических аппаратов и специальных систем военного и двойного назначения. Однако из слов чиновника следовало, что он не слышал про новый прибор БИУС-Л, который надо срочно делать на замену негодному. <blockquote> <p align="left"><span lang="ru-RU">«Я индекса даже такого не знаю. Что это за прибор, не знаю. </span><span lang="ru-RU">Кт</span><span lang="ru-RU">о это доложил, где официальные бумаги?» — </span><span lang="ru-RU">возмущался чиновник. </span></p> </blockquote> <p align="left"><span lang="ru-RU">Эта заряженная эмоциями дискуссия мне надолго запомнилась, </span><span lang="ru-RU">ведь</span> <span lang="ru-RU">она означала одно из двух: </span><span lang="ru-RU">л</span><span lang="ru-RU">ибо топ-менеджер Роскосмоса, напрямую отвечавший за создание главной и единственной за 20 лет </span><span lang="ru-RU">российской </span><span lang="ru-RU">межпланетной миссии, </span><span lang="ru-RU">не знает о неготовности ключевого прибора, но возмущается этому, либо знает, но тогда почему возмущается? </span><span lang="ru-RU">И кто тогда снабжал главу государства, </span><span lang="ru-RU">Роскосмоса и СМИ</span><span lang="ru-RU"> сведениями о том, что станция полетит в 2019-м году?</span></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">Пикантности последнему вопросу добавляет то, что аппарат полетел не в 2021-м, не в 2022-м, а лишь в 2023-м году, ведь последний служебный прибор ДИСД-ЛР, необходимый для посадки, был окончательно готов и испытан лишь в декабре 2022-го года.</span></p> <p align="left">Тут вспоминаются рассказы ветеранов еще советского космоса, в том числе отметившего недавно 90-летие академика Михаила Марова, о том, как во времена Королева и Мишина руководители отрасли и инженеры дневали и ночевали на сборке предстоящих миссий, и уж точно в подробностях знали о текущих проблемах.</p>

<p align="left"><span lang="ru-RU">Вообще </span><span lang="ru-RU">история </span><span lang="ru-RU">«Лун</span><span lang="ru-RU">ы</span><span lang="ru-RU">-25» при всей амбициозности научных задач, решаемых в случае посадки, </span><span lang="ru-RU">еще </span><span lang="ru-RU">до запуска </span><span lang="ru-RU">успела удивить меня двумя вещами. </span><span lang="ru-RU">Это описанные выше бесконечные переносы и плоды импортозамещения в космическом приборостроении.</span></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">Об импортозамещении в космосе, о переходе на отечественную элементную базу, активно стали говорить еще с 2014-го года, после знаменитого совета Рогозина американцам использовать батут вместо ракет "Союз" для доставки астронавтов на МКС. Но как этот переход происходит, и к чему приводит, никто не знал — ведь эта область исторически закрытая.</span></p>

<h2 align="left">Итоги импортозамещения</h2> <p align="left"><span lang="ru-RU">Поэтому так интересно было проследить за созданием с нуля нового прибора навигации для «Луны-25». Случай представился два года спустя, </span><span lang="ru-RU">когда я </span><span lang="ru-RU">захотел узнать, как оно продвигается. </span><span lang="ru-RU">Попасть в </span><span lang="ru-RU"> режимный Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина</span><span lang="ru-RU">, где собирали прибор, заранее было сродни утопии — достаточно поискать в интернете, для каких ракет там с давних времен </span><span lang="ru-RU">делают</span><span lang="ru-RU"> системы управления. </span><span lang="ru-RU">Видимо, по этой причине визит не могли согласовать больше месяца, но в какой-то момент </span><span lang="ru-RU">тогдашний глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин </span><span lang="ru-RU">сказал свое «надо», и в назначенный час <a href="https://www.gazeta.ru/science/2021/05/03_a_13581434.shtml?updated">меня пригласили</a>.</span></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">Предп</span><span lang="ru-RU">риятие оставило самые приятные впечатления. Ч</span><span lang="ru-RU">ерез пять минут разговора директор, заслуженный работник ракетной отрасли Ефим Межирицкий, </span><span lang="ru-RU">как мне показалось, уже проникся доверием и доброжелательно рассказывал о славной истории фирмы и получении контракта на разработку БИУСа</span><span lang="ru-RU">. </span><span lang="ru-RU">На предприятии чистота, работают увлеченные молодые специалисты, получающие неплохую зарплату — ведь в памяти еще жив</span><span lang="ru-RU">ы были </span><span lang="ru-RU">картины</span> <span lang="ru-RU">запустения</span> <span lang="ru-RU">и нищеты </span><span lang="ru-RU">в Центре Хруничева, </span><span lang="ru-RU">где 10 лет назад собирали падающие «Протоны».</span></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">Задача БИУСа — <a href="https://www.laspace.ru/upload/iblock/9d9/las0r5204vn14o42m4ctios36bmpik0v.pdf">отслеживать</a> вращение аппарата и измерять его линейные ускорения, говорится в материалах, выложенных на сайте НПО Лавочкина. Первая задача выполняется с помощью трех волоконно-оптических гироскопов, вторая — тремя компенсационными маятниковыми акселерометрами разработки НПЦАП, </span><span lang="ru-RU">датчиками, измеряющими ускорение. </span></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">Измерять ускорение нужно, к примеру, при коррекции орбиты — интегрируя его по времени, система управления оценивает созданный двигателем импульс и дает команду на </span><span lang="ru-RU">его </span><span lang="ru-RU">выключение. Однако именно это не произошло </span><span lang="ru-RU">во время</span><span lang="ru-RU"> роковой коррекции орбиты </span><span lang="ru-RU">19 августа</span><span lang="ru-RU">, после которой «Луна-25» </span><span lang="ru-RU">фатально потеряла скорость и врезалась в поверхность Луны.</span></p>

<blockquote> <p align="left"><span lang="ru-RU">«</span><span lang="ru-RU">Корректирующий двигатель не прекратил свою работу по информации от акселерометра, это тот прибор, который показывает данные об изменении скорости. Причина — акселерометры не включились. Почему не включились, мы детально разбираемся сейчас», — <a href="https://rtvi.com/news/glava-roskosmosa-nazval-naibolee-veroyatnuyu-prichinu-krusheniya-luny-25/">рассказал </a></span><span lang="ru-RU">глава Роскосмоса Юрий Борисов. </span></p> </blockquote> <p align="left"><span lang="ru-RU">Достаточно молодой </span><span lang="ru-RU">главный</span><span lang="ru-RU"> конструктор БИУСа, молодые инженеры, старшие специалисты, заставшие еще времена советской лунной программы, честно отвечали на все мои вопросы, включая главный — как вышло, что </span><span lang="ru-RU">БИБ</span><span lang="ru-RU"> весил 1,5 кг, а БИУС — все 10, то есть потяжелел в 7 раз, </span><span lang="ru-RU">имеет размер ведра с водой и ровно столько же весит</span><span lang="ru-RU">?</span></p>

<div class="intext-black"> <p align="left"><span lang="ru-RU">«</span><span lang="ru-RU">Наш прибор делался в рамках импортозамещения и полностью построен на отечественной элементной базе, что играет свою роль</span><span lang="ru-RU">», — признался конструктор. </span></p>

</div> <p align="left"><span lang="ru-RU">Прибор, потяжелевший в результате импортозамещения в семь раз — это много, или ничего страшного? </span><span lang="ru-RU">Наверное</span><span lang="ru-RU">, если речь </span><span lang="ru-RU">идет </span><span lang="ru-RU">о приборе для «КамАЗа» или танка, ничего. </span><span lang="ru-RU">Но для космоса, где борьба идет за каждый грамм выводимой нагрузки — на мой взгляд, это катастрофа. </span></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">О</span><span lang="ru-RU">б истинной </span><span lang="ru-RU">важности той или иной космической миссии для страны можно косвенно судить и по ее информационному сопровождению. Так, на сайте </span><span lang="en-US">NASA </span><span lang="ru-RU">о подготовке новых экспедиций в мельчайших подробностях можно узнать задолго до дня запуска. </span><span lang="ru-RU">Что американцы, что индусы, что японцы умудряются делать из трансляци</span><span lang="ru-RU">й</span><span lang="ru-RU"> старта и посадок настоящие шоу с живыми эмоциями и переживаниями, не оставляющими равнодушными зрителей вне зависимости от результата — </span><span lang="ru-RU">достаточно вспомнить августовскую посадку индийского аппарата на Луну.</span></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">Посетитель </span><span lang="ru-RU">же </span><span lang="ru-RU">сайта Роскосмоса </span><span lang="ru-RU">даже </span><span lang="ru-RU">накануне старта «Луны-25» не мог узнать, что Россия запускает главную за десятилетия межпланетную миссию — там традиционно были более "важные" новости. Судя по сайту НПО Лавочкина, еще неделю после аварии «Луна-25» продолжала полет, и что уж говорить про НПЦАП, </span><span lang="ru-RU">на сайте которого о запуске написано, но до сих пор <a href="https://www.npcap.ru/nashe-predpriyatie/news/">ни слова</a> об аварии — видимо, полет до сих пор нормальный. Да и от Дмитрия Рогозина, так часто анонсировавшего очередной запуск «Луны-25» в бытность его руководителем Роскосмоса, стоило ожидать хоть какой-то реакции </span><span lang="ru-RU">на запуск миссии </span><span lang="ru-RU">в его телеграмм-канале. Сегодня у него есть дела поважнее, и ему не до «Луны-25». </span><span lang="ru-RU">В</span><span lang="ru-RU"> мае, впрочем, </span><span lang="ru-RU">он нашел время на длинный пост о своих сомнениях по поводу высадки американцев на Луну.</span></p>

<h2 align="left">Двойной удар</h2> <p align="left"><span lang="ru-RU">Отказ акселерометров, п</span><span lang="ru-RU">о признанию Роскосмоса, стал причиной потери станции. Окончательную причину отказа акселерометра </span><span lang="ru-RU">должна </span><span lang="ru-RU">установить аварийная комиссия, и, </span><span lang="ru-RU">надеюсь,</span><span lang="ru-RU"> авария не будет списана на какую-нибудь космическую частицу </span><span lang="ru-RU">или происки врагов.</span><span lang="ru-RU"> А найти причину придется, ведь на этот прибор завязаны все дальнейшие миссии нашей лунной программы.</span></p>

<p align="left">Если мы хотим вернуться на Луну, а не создавать новые кратеры стоимостью 12 млрд рублей, то отрасли остается пожелать еще очень многое, и не только в области техники, кадров, финансирования и культуры производства, но и в плане открытости. Роскосмос традиционно не публикует подробные отчеты об авариях.</p>

<div class="intext-black"> <p align="left"><span lang="ru-RU">Теперь же совет РАН по космосу сделали закрытым от прессы.</span></p>

</div>

<hr /> <p align="left"><em>Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.</em></p>

 

Ссылка на первоисточник
наверх