Идея создать государственный интернет-сервис «Письмо заключенному» для общения с осужденными, перевода им денег и оформления подписки на прессу — это гениально, заявила RTVI член СПЧ Ева Меркачева. Но главное, чтобы компания-разработчик и сам проект прошли проверку на безопасность, предупредил гендиректор «Элкомсофта» Владимир Каталов.
<strong>Идея создать сетевой госсервис «Письмо заключенному» для общения с осужденными, перевода им денег и оформления подписки на прессу — это гениально, заявила RTVI член СПЧ Ева Меркачева. Но главное, чтобы компания-разработчик и сам проект прошли проверку на безопасность, предупредил гендиректор «Элкомсофта» Владимир Каталов.</strong> <div class="intext-box">
Ассоциация профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) <a href="https://www.gazeta.ru/tech/news/2024/10/30/24267691.shtml?ysclid=m2vgvtvgjh447654301&updated">обратилась</a> в Минцифры и ФСИН с просьбой создать государственный интернет-сервис «Письмо заключенному», поскольку сейчас такие услуги — на базе сервисов ZonaTelecom и «ФСИН-письмо» — предоставляются коммерческими фирмами и регулярно дают сбои, а оплата при этом не возвращается.
</div> <h2>Ликвидировать "темное пятно"</h2> Меркачева рассказала, что в учреждениях ФСИН, где «все хорошо», заключенным и так разрешают «звонить людям столько, сколько человеку нужно» — через таксоматы, в том числе в видеорежиме, а также писать электронные письма.
В «проблемных учреждениях» ФСИН, по ее словам, «все это запрещают, ссылаясь на разные вещи», — «там не работает электронное письмо, нет видеозвонков и так далее».
Именно до этого "темного пятна", считает правозащитница, мог бы добраться новый сервис. <blockquote>«Потому что если бы это [средство коммуникации] было госструктурой, уже невозможно было бы им на что-то ссылаться, отказывая», — пояснила член СПЧ.</blockquote> В пример правозащитница привела московский СИЗО «Лефортово», руководство которого, по ее словам, многократно заявляло об отсутствии технических возможностей организовать доставку электронных писем, ссылаясь в том числе на то, что «ФСИН-Письмо» — частная платформа, и "непонятно, кто читает [корреспонденцию], кто отправитель". <blockquote>«Звучит это смешно, потому что это Москва, XXI век. В дальних регионах уже электронные письма есть, а в “Лефортово” до сих пор нет», — поделилась член СПЧ.</blockquote> Меркачева убеждена, что такие учреждения ФСИН не смогут найти аналогичные аргументы против использования нового госсервиса. <blockquote>«Потому что это же “Госуслуги”, а мы же доверяем нашему государству, правильно? Мы же доверяем тем силам, серверам, которые задействованы, чтобы работал сайт “Госуслуги”? Поэтому, мне кажется, в этом случае электронные письма появятся абсолютно везде. Хочется на это надеяться», — заявила правозащитница.</blockquote> <h2>Не вместо, а вместе</h2> Однако новый сервис не должен заменить действующие, которые в некоторых регионах «работают прекрасно»: «человек пишет заключенному электронное письмо, и его приносят в тот же день», добавила Меркачева. По ее словам, для родственников многих заключенных такие письма — единственный способ оперативно узнать о состоянии своих близких.Оперативная коммуникация крайне важна для защиты от мошенников, которые в последнее время звонят родным заключенных и вымогают деньги за их защиту от якобы возникшей в ИК смертельной угрозы, пояснила член СПЧ. По ее словам, если заключенный отбывает срок в другом регионе или не имеет разрешения на свидания, только электронное письмо позволит его близким узнать, все ли с ним в порядке. <blockquote>«Письма должны быстро доставляться, потому что люди находятся в тех местах, куда попасть непросто. Есть какие-то Дни открытых дверей раз в год, а в некоторых колониях — раз в десять лет, и все. Что там происходит, как? Близкие переживают, мошенников много, нехороших людей много», — убеждена Меркачева.</blockquote> В России действительно уже существуют установленные законом порядка взаимодействия с заключенными, подтвердил RTVI другой <strong>член СПЧ Кирилл Кабанов</strong>. При этом он признал, что «где-то, может быть, эти порядки несовершенны».
«Но вопрос в том, что всё коммуницирование должно проходить по линии от министерств и заканчивая ФСИН. Чтобы это вписывалось в глобальную систему, которая сейчас связывается с модернизацией системы исполнения наказаний», — добавил правозащитник. <h2>«Должна быть очень грамотно разработанная архитектура»</h2> Главное — чтобы создаваемый сервис был разработан с учетом требований безопасности и хорошо проверен на возможные уязвимости, заявил RTVI <strong>гендиректор «Элкомсофта» Владимир Каталов</strong>. <blockquote>«Должна быть очень грамотно разработанная архитектура, она должна быть проверена специалистами по безопасности, когда будет первая версия, хотя бы условно как-то работающая. Желательно будет достаточно хорошо пройти аудит компании, которая это делает, чтобы найти потенциальные уязвимости, какие там ключи, сертификаты, алгоритмы и так далее. Это более-менее стандартная процедура для всех приложений, которые так или иначе связаны с персональными данными», — пояснил эксперт.</blockquote> По словам Каталова, обычно разработчики, реализующие проект на собственные деньги, а не за госсчет, более тщательно и взвешенно подходят к проверкам и расчетам. Поэтому, добавил он, трудно сказать, насколько хорошо получится создать сервис для общения с заключенными на государственной платформе.
«Не знаю, но надеюсь всегда на лучшее. Если будет не очень хорошо — возможно, появятся какие-то аналогичные продукты, будет здоровая конкуренция», — предположил эксперт.
Свежие комментарии