Если в 2021-м в российском списке Forbes было 200 фигурантов, то через год их количество уменьшилось больше чем в два раза. Но затем число миллиардеров снова выросло, и теперь их 125. RTVI сравнил списки богатейших россиян за 2021 и 2024 годы, чтобы выяснить, кто за три года СВО сумел приумножить состояние, а кому пришлось подсчитывать убытки.
<strong>Сразу после начала СВО Запад обрушил на Россию санкции, которые сильно отразились и на частном бизнесе. Если в 2021-м в российском списке Forbes было 200 фигурантов, то через год их количество уменьшилось больше чем в два раза. Но затем число миллиардеров снова выросло, и теперь их 125. RTVI сравнил списки богатейших россиян за 2021 и 2024 годы, чтобы выяснить, кто сумел приумножить состояние, а кому пришлось подсчитывать убытки.</strong>
После 24 февраля 2022 года российские миллиардеры начали исчезать из публичного поля. Пытаясь спасти бизнес от санкций, они просто стирали упоминания о себе. Основатель Telegram Павел Дуров, сооснователь Mail.ru Юрий Мильнер и глава Millhouse Евгений Швидлер дистанцировались от России и <a href="https://www.rbc.ru/business/16/04/2022/6259cdba9a7947574e40d69d">попросили</a> Forbes больше не называть их российскими миллиардерами. По данным издания “Верстка”*, еще как минимум 12 миллиардеров воспользовались законом о "праве на забвение" и удалили упоминания о себе из выдачи "Яндекса".
На этом фоне 2022 год стал самым провальным за всю историю наблюдений Forbes: число миллиардеров рухнуло до минимума с 2011 года. Если раньше рейтинги назывались одинаково — “200 богатейших бизнесменов России”, то с 2022 года привычная структура сломалась, а заголовки поменялись на «88 российских миллиардеров», «110 российских миллиардеров»… К 2024-му список пополнился новичками и достиг 125 человек.
Впрочем, нашлись и миллиардеры, которые удержались на плаву — и почти все это время не исчезали из рейтингов. <h2>Заработать во время кризиса</h2> Рекордсменом по росту капитала стал бывший владелец «Уралхима» <b>Дмитрий Мазепин</b>. На фоне санкций и отказа от контроля над «Уралхимом» он сумел утроить капитал — с $800 млн в 2021 году до $2,4 млрд в 2024-м. Пик пришелся на 2023-й (+$2 млрд за год), но в 2024-м он потерял $400 млн. В этом же году бизнесмен, ушедший с поста главы «Уралхима», возглавил Федерацию водных видов спорта.Второе место по темпам роста занял председатель совета директоров угольного холдинга «Эльга» <b>Альберт Авдолян</b>. За три года его капитал вырос на 190% — с $1 млрд до $2,9 млрд. Но вместе с этим пришло и внимание европейских регуляторов: в феврале 2024-го Авдолян попал под санкции ЕС. В санкционном обосновании говорится, что бизнесмен владеет значительными долями в российской энергетической инфраструктуре, особенно в угольной отрасли и СПГ.
Замыкает тройку лидеров по росту капитала основатель Gloria Jeans <b>Владимир Мельников</b>. За три года его состояние увеличилось с $700 млн до $1,7 млрд (+143%). По словам самого Мельникова, бизнес остаётся убыточным: компания вынуждена закрывать швейные фабрики в Шахтах и Новошахтинске Ростовской области. Основатель Gloria Jeans объясняет это нехваткой рабочих рук: «одни уходят на СВО, а другие — шить однообразную одежду с большими заказами и большей зарплатой».
Состояние удвоили: <ul> <li aria-level="1"><b>Вячеслав Кантор</b> ($9,8 млрд) — химический магнат, совладелец компании "Акрон".</li> <li aria-level="1"><b>Егор Кульков </b>($4,2 млрд) — инвестор в фармкомпании, новичок списка Forbes-2022.</li> <li aria-level="1"><b>Захар Смушкин</b> ($2,1 млрд) — владелец бумажного бизнеса, основатель ГК "Илим".</li> <li aria-level="1"><b>Александр Луценко и семья </b>($2,5 млрд) — председатель совета директоров группы "Содружество", крупнейший импортер соевых бобов.</li> <li aria-level="1"><b>Виктор Харитонин</b> ($6,9 млрд) — основатель "Фармстандарта", производителя "Спутника V".</li> <li aria-level="1"><b>Анатолий Седых</b> ($2,6 млрд) — глава Объединенной металлургической компании.</li> <li aria-level="1"><b>Владимир Литвиненко и семья</b> ($3 млрд) — владелец почти 21% акций компании "ФосАгро", ректор Санкт-Петербургского горного университета, научный руководитель диссертации Путина.</li> <li aria-level="1"><b>Денис Штенгелов</b> ($1,3 млрд) — член набсовета банка "Долинск", владелец "Сладкой жизни" (поставщик снеков и газировки).</li> </ul> <h2>Потерять половину состояния</h2> На другом конце рейтинга — бизнесмены, чьи капиталы существенно сократились. Как подсчитал RTVI, почти половина из тех, кто оставался в списке Forbes и в 2021-м и 2024-м (50 из 109 человек), за три года потеряли значительную часть состояния.
В абсолютных цифрах самые ощутимые потери понесли два металлургических магната: гендиректор «Северстали» <b>Алексей Мордашов</b> и владелец холдинга «Интеррос» <b>Владимир Потанин</b>. У Мордашова состояние сократилось с $29,1 млрд до $25,5 млрд (—12%), а у Потанина — с $27 млрд до $23,7 млрд (—12%). Самый тяжелый удар для них пришелся на 2022 год, когда из-за санкций капитал резко сократился.
Но если смотреть в процентном соотношении, то больше всех пострадал основатель АФК «Система» <b>Владимир Евтушенков</b>: он лишился половины своего состояния ($3,4 млрд в 2021 году → $1,7 млрд в 2024-м). Его попытки дистанцироваться от корпорации не помогли: в санкционные списки ЕС попал не только он, но и его сын Феликс, дочь Татьяна и жена Наталья.
Капиталы других миллиардеров также заметно уменьшились. <b>Александр Мамут </b>(экс-владелец Rambler Group) и <b>Артем Хачатрян</b> (частный инвестор) потеряли по 48% . Состояние первого уменьшилось с $2,3 млрд до $1,2 млрд, второго — с $3,1 млрд до $1,6 млрд. Совладелец Fix Price <b>Сергей Ломакин</b> также лишился практически половины капитала (45%). Президент «Южуралзолото» <b>Константин Струков</b> и основательница Wildberries <b>Татьяна Ким</b> (Бакальчук) потеряли по 43%.
На треть сократились капиталы:
— <b>Игоря Рыбакова</b> (—30%, с $2 млрд до $1,4 млрд), — <b>Сергея Колесникова</b> (—30%, с $2 млрд до $1,4 млрд), — <b>Андрея Козицына</b> (—30%, с $6,3 млрд до $4,4 млрд), — <b>Александра Пономаренко</b> (—31%, с $2,9 млрд до $2 млрд), — <b>Сулеймана Керимова и его семьи</b> (—32%, с $15,8 млрд до $10,7 млрд), — <b>Романа Абрамовича и его семьи</b> (—33%, с $14,5 млрд до $9,7 млрд), — <b>Романа Авдеева</b> (—33%, с $1,8 млрд до $1,2 млрд), — <b>Сергея Попова</b> (—33%, с $4,5 млрд до $3 млрд), — <b>Аркадия Воложа</b> (—35%, с $2,3 млрд до $1,5 млрд), — <b>Юрия Шефлера</b> (—38%, с $2,6 млрд до $1,6 млрд). <h2>Кто исчез из списка Forbes</h2> С начала 2022 года список богатейших россиян покинули 86 миллиардеров. Часть из них вышла из бизнеса, часть попала под санкции или добровольно отказалась от статуса российского миллиардера.
Среди них:
— Араз Агаларов (Crocus Group);
— Григорий Березкин (группа ЕСН);
— Давид Якобашвили (основатель «Вимм-Билль-Данн»);
— Давид Ян (ABBYY);
— Кирилл Шамалов (совладелец «Сибура»);
— Сергей Петров (автодилер «Рольф»);
— Олег Тиньков* (Tinkoff Bank);
— Юрий Мильнер (DST Global) и другие. <h2>Что произошло со списками миллиардеров</h2> Список Forbes — динамично существующее явление, которое подвержено влиянию экономических, политических и санкционных рисков, объясняет Владислав Варшавский, управляющий партнер ЮК «Варшавский и партнеры»: <div class="intext-grey">
“Думаю, что реального снижения миллиардеров в количественном значении не произошло. Это своего рода искусственное уменьшение, связанное, на мой взгляд, с вопросами санкционного давления и следующих из этого рисков”.
</div> Возможное снижение капитала может быть связано с тем, что какая-то часть активов вполне сознательно выводится из владения или ассоциирования бизнесменов, считает Варшавский. Эти активы юридически и (или) фактически передают иным владельцам.
СВО и последовавшие за ней санкции нанесли серьезный удар по капиталу российских олигархов, не соглашается Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании "ЭНСО". Это произошло сразу по нескольким причинам.
«Кто-то продал бизнес с огромным дисконтом — как, например, Олег Тиньков*. Кто-то лишился активов из-за санкций: их арестовали и фактически конфисковали. Кто-то столкнулся с деприватизацией, а кто-то просто обанкротился — как крупнейшая в мире золотодобывающая компания “Петропавловск”. Конфликт с Западом серьезно подорвал капиталы олигархов», — отметил Головченко.
Еще одна важная причина — падение фондового рынка.
«Даже сейчас индекс МосБиржи остается значительно ниже уровня февраля 2022 года — и это в рублях. Если учитывать девальвацию, российский фондовый рынок в долларах вернулся к уровню 2006 года. Основные капиталы — это, конечно, владение компаниями, акции которых котируются на бирже. Раз цены на бирже упали — упали и капиталы олигархов», — пояснил Головченко.
Но, по его мнению, скоро может начаться новый передел капитала: <div class="intext-grey">
«Сейчас возможен активный рост капиталов тех, кто не попал в санкционные жернова. И мы увидим новые лица в российском списке Forbes. Ведь кто-то же купил с большим дисконтом российский “Яндекс” и другие активы. При новой переоценке мы увидим абсолютно новые уровни стоимости компаний — и новых бенефициаров. Тех, кто получил контроль над российскими активами по очень низким ценам. Именно эти бизнесмены займут места ушедших миллиардеров».
</div> Впрочем для них существует иной риск, который заключается в том, что западные страны могут наложить дополнительные или новые санкции на тех участников списка, у кого состояние значительно выросло, предупреждает Варшавский: «Объясняется это тем, что Запад может и будет связывать рост капитала с близостью таких лиц с российской властью».
<i>* находится в реестре иноагентов Минюста России</i>
Свежие комментарии