На Западе собирались направить замороженные российские активы на восстановление Украины. Однако юристы и дипломаты признают: эта идея сопряжена с большими рисками и выглядит все менее вероятной
<strong>Конфискация в пользу Украины российских государственных активов, которые были ранее заморожены Соединенными Штатами и Европой, может стать нарушением международного права и создать опасный прецедент.
Об этом <a href="https://www.nytimes.com/2023/07/28/world/europe/ukraine-russia-assets.html">пишет</a> газета The New York Times со ссылкой на юристов в Вашингтоне, Брюсселе и Лондоне. </strong>Вопрос о том, на какие средства восстанавливать украинскую инфраструктуру, когда вооруженный конфликт завершится, по-прежнему остается открытым.
"Европа поклялась заставить Россию заплатить <...>. Но это не так-то просто", — отмечает NYT. <h2>Цена вопроса</h2> Международные эксперты прогнозируют, что на восстановление Украины может уйти до $500 млрд. Некоторые называют цифру $1 трлн. Первоначально предполагалось пустить в ход замороженные западными странами золотовалютные резервы российского Центрбанка на сумму более $330 млрд. <blockquote>"Поскольку основная часть этой суммы, более $217 млрд, была заморожена в ЕС, [председатель Еврокомиссии] Урсула фон дер Ляйен пообещала в прошлом месяце <...> представить "к летним каникулам" законный способ использования этих активов на благо Украины. Но ее заявление вызвало беспокойство среди официальных лиц блока и дипломатов, вовлеченных в многомесячные обсуждения этой идеи. <...> Она оказалась гораздо сложнее, чем представлялась на первый взгляд, и теперь кажется все менее и менее реалистичной", — признает издание.
</blockquote> Пока решение отложено до осени. Эксперты констатируют, что "прямой захват российских государственных активов сопряжен со значительными юридическими и финансовыми рисками". В теории активы государства могут быть арестованы в результате голосования в Совете Безопасности ООН, по решению Международного суда или в рамках "послевоенной сделки".<h2>В поисках законного пути</h2> Однако, во-первых, Россия как постоянный член Совбеза наложила бы вето на подобную резолюцию. Во-вторых, никакая сделка не возможна, пока продолжаются боевые действия. В-третьих, ни одно дело не было передано в суд. Но даже если бы это произошло, международное право стоит на защите государственной собственности. <blockquote>"Чтобы избежать рисков, необходим хорошо продуманный, скоординированный и срежиссированный договор между западными странами, — говорит Дуглас Редикер, старший научный сотрудник вашингтонского Института Брукингса. — И этого трудно достичь. Основная проблема заключается в том, что активы Центрального банка должны оставаться неприкосновенными. Речь идет о государственном суверенитете".</blockquote> Европейские официальные лица в конфиденциальном отчете, с которым ознакомилась The New York Times, подтвердили: "не существует надежного юридического пути, позволяющего конфисковать замороженные или обездвиженные активы только на том основании, что они находятся под ограничительными мерами ЕС”. Также министр финансов США Джанет Йеллен заявила конгрессу в прошлом месяце, что конфискация российских активов, замороженных в стране, "вероятно, потребует внесения изменений в американское законодательство".
"Поскольку вариантов остается все меньше, Еврокомиссия сосредоточилась на том, что она назвала самым безопасным решением. <blockquote>Последняя идея состоит в том, чтобы использовать прибыль, полученную европейскими финансовыми компаниями, которые владеют активами, и направлять эту прибыль на Украину.</blockquote> Этот сценарий мог бы приносить около €3 млрд, или $3,3 млрд в год. Таким образом, сумма первоначально замороженных российских активов осталась бы неизменной на случай, если когда-нибудь их потребуется вернуть", — поясняют в Брюсселе.
<h2>Брюссельский ребус</h2> Большая часть замороженных активов принадлежит Euroclear — крупной брюссельской компании, предоставляющей услуги на мировых финансовых рынках. Из-за санкций возврат доходов, связанных с этими активами, в Россию был заблокирован. Деньги от транзакций накапливались на балансе Euroclear, увеличив его примерно на €125 млрд с начала конфликта.
"В соответствии с нормативными требованиями Euroclear инвестировала дополнительные деньги и заработала около €1,7 млрд в первом полугодии, сообщила компания на прошлой неделе. При нормальных обстоятельствах она сама бы решила, что делать с этими деньгами. Но, учитывая неопределенность, вызванную военной ситуацией, правление заявило, что решило "отложить эту прибыль в сторону". Там озабочены минимизацией "потенциальных юридических, технических и операционных рисков", которые могут возникнуть", — отмечает NYT.
Издание напоминает, что прибыль Euroclear уже облагалась налогом в Бельгии, что принесло казне около $111 млн, которые премьер страны Александер де Кроо пообещал перевести Украине. <blockquote>"Хотя облагаемая прибыль Euroclear не принадлежит России, чиновники опасаются нанести ущерб репутации евро и послать сигнал иностранным инвесторам о том, что их деньги в Европе небезопасны", — признают в Брюсселе.</blockquote> Опасения по поводу возможной конфискации выражал в прошлом месяце и Европейский центробанк.
<h2>"Единства пока нет"</h2> Между тем некоторые бывшие чиновники администрации Байдена предложили пойти по другому пути и "творчески использовать замороженные активы России, чтобы те могли принести пользу Украине, не будучи переданными ей напрямую". <blockquote>"Одна из идей, выдвинутых Дэйлипом Сингхом, бывшим заместителем советника нацбезопасности по международной экономике, заключается том, чтобы поместить иммобилизованные активы на депозитный счет, который может быть использован Украиной в качестве обеспечения для новых облигаций, которые она могла бы выпустить. Если Украина сможет успешно погасить долг в течение 10 — 30 лет, то Россия потенциально сможет получить обратно свои замороженные активы", — предусматривает один из сценариев.</blockquote> В Еврокомиссии также все больше склоняются к тому, чтобы эти активы оставались нетронутыми и "потенциально могли быть возвращены в будущем, защищая Европу от любых судебных исков со стороны Москвы". <blockquote>"Налогообложение прибыли, полученной в результате инвестирования активов, не должно повлиять на финансовую стабильность Евросоюза", — написали европейские чиновники в конфиденциальном отчете.</blockquote> Внутри ЕС нет единства по этому вопросу, признает издание. Такие страны, как Польша, по-прежнему требуют максимально жестко "наказать Россию". В то время как министр иностранных дел Австрии Александр Шалленберг, к примеру, заявил в прошлом месяце, что любые действия в отношении российских активов должны быть "предельно выверенными".
"Мы защищаем международный порядок, основанный на правилах, — заявил Шалленберг в интервью Bloomberg. — Если бы какое-либо из этих действий было отменено судьей, это стало бы дипломатической и экономической катастрофой".
Свежие комментарии