Российская сторона готова продлить срок действия «зерновой сделки» по вывозу зерна и другой продукции с Украины, но лишь на 60 дней. Об этом заявил заместитель главы МИД России Сергей Вершинин по итогам очередного раунда консультаций с представителями ООН в Женеве.
<strong>Российская сторона готова продлить срок действия зерновой сделки по вывозу зерна и другой продукции с Украины, но лишь на 60 дней.
Об этом заявил заместитель главы МИД России Сергей Вершинин по итогам очередного раунда консультаций с представителями ООН в Женеве. Его комментарий <a href="https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1857853/" target="_blank" rel="noopener">опубликован</a> на сайте российского внешнеполитического ведомства.</strong>Дипломат напомнил, что так называемая зерновая сделка, заключенная в Стамбуле в июле 2022 года, представляет собой «пакетную» договоренность и состоит из двух частей: <ul> <li>«черноморской инициативы» по вывозу украинской продукции — продовольствия (включая зерно) и сырья для производства удобрений (включая аммиак);</li> <li>Меморандума Россия — ООН по нормализации российского сельскохозяйственного экспорта.</li> </ul> <div class="intext-grey">
«Состоявшийся подробный и откровенный разговор вновь подтвердил, что если коммерческий вывоз украинской продукции осуществляется устойчивыми темпами, принося немалую прибыль Киеву, то на пути российских сельхозэкспортеров по-прежнему сохраняются барьеры», — констатировал Вершинин.
</div> Он пояснил, что заявленные санкционные послабления для удобрений и продовольствия со стороны США, Евросоюза и Великобритании в реальности не работают.
С учетом ситуации, по словам замглавы МИД России, Москва готова на очередное продление «черноморской инициативы» на третий срок — после 18 марта 2023 года, но лишь на 60 дней.Вершинин добавил, что дальнейшая судьба зерновой сделки зависит от того, удастся ли реализовать Меморандум Россия — ООН «не на словах, а на деле», и добиться прогресса в нормализации российского сельхозэкспорта.
Заместитель министра иностранных дел России также перечислил несколько сфер, в которых должен быть очевиден этот прогресс: <ul> <li>проведение банковских платежей;</li> <li>восстановление транспортной логистики;</li> <li>решение проблем со страхованием судов и грузов;</li> <li>«разморозка» финансовой деятельности;</li> <li>поставки аммиака по трубопроводу «Тольятти-Одесса».</li> </ul> <div class="intext-box">
В июле 2022 года Россия, Украина, Турция и ООН <a href="https://rtvi.com/stories/rossiya-ukraina-turcziya-i-oon-dogovorilis-o-sdelke-po-eksportu-zerna-chto-vazhno-znat/">заключили</a> в Стамбуле соглашение о вывозе зерна из украинских портов по безопасному морскому коридору на 120 дней (до 19 ноября). 17 ноября 2022 года его <a href="https://rtvi.com/news/ukraina-i-turcziya-soobshhili-o-prodlenii-zernovoj-sdelki-na-chetyre-mesyacza/">продлили</a> до 18 марта 2023 года. С августа 2022 года в рамках Черноморской зерновой инициативы в 43 страны было экспортировано 17,8 млн тонн зерна и других продуктов питания, причем 64% — в развивающиеся страны, сообщалось на сайте генсека ООН 18 января 2023 года.
</div> 13 февраля в интервью RTVI Сергей Вершинин <a href="https://rtvi.com/stories/nichego-krome-ironichnoj-ulybki-vyzvat-ne-mogut-zamglavy-mid-sergej-vershinin-ob-inicziativah-isklyuchit-rossiyu-iz-oon/">заявил</a>, что что около половины украинской продукции, которую вывозят в рамках зерновой сделки, на самом деле «направляется в ЕС и такие развитые страны как Южная Корея и Израиль».
Комментируя это заявление, в Представительстве Евросоюза в России <a href="https://rtvi.com/news/v-predstavitelstve-es-prokommentirovali-slova-zamglavy-mid-rossii-o-zernovoj-sdelke/">заверили</a>, что большинство экспортируемых в рамках «зерновой инициативы» продуктов питания поступает в страны с низким или средним уровнем дохода. <div class="intext-grey">
«Значительная часть также идет в развитые страны, так как этот рынок не контролируется властями и рыночные правила, такие как правило спроса/предложения, свободно применяются между частными субъектами», — признали в представительстве.
</div> В его комментарии также говорилось, что претензии Москвы по поводу реализации Меморандума Россия — ООН основаны на неточных данных, тогда как в действительности «данные <…> демонстрируют наличие динамичной и процветающей торговли — например, данные Министерства сельского хозяйства России, в том числе по [поставкам] удобрений [из России за рубеж]».
В Представительстве утверждали, что российские власти якобы «приняли меры, направленные на ограничение экспорта из России определенных товаров в виде экспортных пошлин и квот», а также «добровольно замедляют проверки судов, участвующих в сделке с зерном, и это приводит к серьезным задержкам [в поставках]».
Свежие комментарии