Заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин дал письменное интервью RTVI, в котором рассказал о том, стоит ли продлевать "зерновую сделку" в марте, что в МИДе думают об украинской инициативе по исключению России из ООН, можно ли ждать заключения "аммиачной сделки" и что происходит с переговорами о зоне безопасности вокруг ЗАЭС.
<b>Заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин ответил на вопросы RTVI о том, какие есть шансы у продления "зерновой сделки" в марте, что в МИДе думают об украинской инициативе по исключению России из ООН, стоит ли ждать подвижек по "аммиачной сделке" и что происходит с переговорами о зоне безопасности вокруг ЗАЭС. </b> <h2><strong>"Страны Запада предпочитают работать с удобными партнерами в русле выдуманных ими "правил""</strong></h2> <b>Изменился ли после февраля 2022 года формат коммуникации между Россией и международными организациями — в частности, ООН?</b> <div class="intext-box">
В 2022 году участились разговоры о необходимости реформ в ООН — в частности, о расширении Совета Безопасности. Некоторые страны Запада призвали отменить право вето, которым обладает и Россия. Например, президент США Джо Байден <a href="https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/09/21/remarks-by-president-biden-before-the-77th-session-of-the-united-nations-general-assembly/" rel="nofollow">заявил</a>, что члены Совета, включая США, должны воздерживаться от применения права вето, за исключением редких, чрезвычайных ситуаций, <span style="font-weight: 400">«</span>чтобы Совет оставался авторитетным и эффективным<span style="font-weight: 400">»</span>.
</div> <span style="font-weight: 400">Формат коммуникации внутри международных организаций определяется их учредительными документами. В случае с ООН ее Устав четко регламентирует роль и функции ключевых органов Организации, включая Совета Безопасности, Генассамблею и Секретариат ООН. В этом отношении ничего не поменялось. </span><span style="font-weight: 400">При этом нельзя сказать, что проблем во взаимодействии с организациями системы ООН и ее представителями вовсе не существует. Деградация межгосударственного общения началась не с февраля 2022 года, а с началом украинского кризиса в 2014 году. </span><span style="font-weight: 400">В то время Секретариат ООН занял вполне однозначную позицию: его представители воздерживались от прямой критики в адрес Киева, даже когда тот вел военную кампанию против своих граждан в восточных регионах Украины. Одновременно буквально с первых дней специальной военной операции [генсек ООН] Антониу Гутерреш и его подчиненные начали высказывать прямые и во многом надуманные претензии в адрес России.</span>
<span style="font-weight: 400">На наши резонные вопросы о причинах «двойных стандартов» нам поясняли, что Секретариат в своих действиях вынужден руководствоваться решениями Генассамблеи ООН, хотя они носят, напомню, лишь рекомендательный характер. Речь идет о резолюции о «территориальной целостности Украины» 2014 года и документах антироссийской 11-й чрезвычайной специальной сессии Генассамблеи. </span><span style="font-weight: 400">Примечательно, что ни одно из перечисленных решений не было принято консенсусом, а значит не пользовалось безусловной и единодушной поддержкой государств-членов ООН по причине их очевидной политизированности. </span><span style="font-weight: 400">Что касается межгосударственного взаимодействия на площадке ООН, то оно продолжается в активном ежедневном режиме в соответствии с широкой повесткой дня органов системы ООН. Если ряд стран Запада и их союзников предпочитают работать лишь с удобными партнерами в русле выдуманных ими «правил» поведения, то пусть это останется на их совести. </span><span style="font-weight: 400">Российская Федерация, в свою очередь, продолжит взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами, которые искренне в этом заинтересованы.</span>
<b>В декабре глава МИД Украины Дмитрий Кулеба назвал Россию «узурпатором места Советского Союза в Совбезе ООН» и заявил, что Украина начала процесс, направленный на исключение России из СБ ООН и Организации в целом. Как Вы прокомментируете такие инициативы Украины и высказывания Запада о возможности ограничить права России в ООН?</b> <div class="intext-box">
Подробнее о том, можно ли разблокировать работу России в ООН, какие для этого есть механизмы и будут ли они запущены — в <a href="https://rtvi.com/obyasnyaem/ukraina-i-zapad-govoryat-o-sposobah-zablokirovat-rabotu-rossii-v-sovbeze-oon-vozmozhno-li-eto-i-kakie-dlya-etogo-est-sposoby/">материале RTVI</a>.
</div> <span style="font-weight: 400">К подобным заявлениям всерьез относиться не стоит. Спекуляции Киева на тему членства России в ООН уже давно набили оскомину и ничего кроме ироничной улыбки вызвать не могут. </span><span style="font-weight: 400">Как мы уже неоднократно говорили, Россия является членом всемирной Организации и постоянным членом ее Совета Безопасности на правах государства-продолжателя СССР. Данный статус нашей страны подкреплен множеством официальных документов, один из которых — <a href="https://docs.cntd.ru/document/1900103">решение Совета глав государств СНГ</a> от 21 декабря 1991 года. В нем участники Содружества поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях. Свою подпись под этим решением поставил и президент Украины Леонид Кравчук, что по большому счету уже сводит на нет любую аргументацию Киева.</span>
<span style="font-weight: 400">Отдельного внимания заслуживает и <a href="https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0_%D0%A0%D0%A1%D0%A4%D0%A1%D0%A0_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83_%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8E_%D0%9E%D0%9E%D0%9D_%D0%BE%D1%82_24.12.1991">письмо</a> президента РСФСР Бориса Ельцина на имя генсекретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра от 24 декабря 1991 года, в котором говорится, что членство СССР в ООН, в том числе в ее Совете Безопасности, и во всех других органах и организациях системы ООН «продолжается Российской Федерацией при поддержке СНГ». Тогда ни одно государство-член не высказало возражений против содержащейся в послании схемы, в результате чего Россия автоматически взяла на себя все права и обязанности Советского Союза во всемирной Организации. </span><span style="font-weight: 400">В дальнейшем никаких попыток оспорить статус России как продолжателя СССР не наблюдалось. По прошествии более 30 лет никаких правовых изменений также не произошло, что полностью лишает оснований какие-либо украинские или западные претензии на этот счет.</span>
<b>Насколько серьезно сказывается на России давление со стороны международных организаций?</b> <div class="intext-box">
6 февраля генсек ООН Антониу Гуттереш <a href="https://apnews.com/article/russia-ukraine-politics-united-nations-antonio-guterres-1c735007b903d8129a22c6493f332e3a">заявил</a>, что мировому сообществу необходимо больше работать над достижением мира — в первую очередь на Украине. Он также выразил опасение, что мир движется к более масштабному конфликту. Генассамблея приняла несколько резолюций из-за конфликта на Украине. В марте Генассамблея ООН <a href="https://rtvi.com/news/genassambleya-oon-potrebovala-vyvoda-rossiyskikh-voysk-iz-ukrainy/">потребовала</a> вывода российских войск из Украины (документ поддержала 141 делегация, 35 воздержались, пять выступили против). В октябре ГА ООН <a href="https://rtvi.com/news/genassambleya-oon-prinyala-rezolyucziyu-ne-priznayushhuyu-referendumy-v-donbasse-hersonskoj-i-zaporozhskoj-oblastyah/">высказалась против</a> референдумов в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Тогда за принятие резолюции проголосовало 143 страны из 193 государств-членов ООН, против — пять (Россия, Сирия, КНДР, Белоруссия и Никарагуа), еще 35 стран воздержались. 14 ноября Генассамблея <a href="https://rtvi.com/news/genassambleya-oon-prinyala-rezolyucziyu-o-reparacziyah-dlya-ukrainy/">приняла</a> резолюцию, в которой говорится, что Россия должна выплатить репарации Украине за ущерб, нанесенный в ходе военной операции. Ее поддержали 94 страны, 14 высказались против, еще 73 воздержались.
</div> <span style="font-weight: 400">Здесь сразу следует уточнить, что международные организации не являются какими-то самостоятельными субъектами международных отношений. Та же ООН — это 193 государства-члена, каждое из которых обладает своими особенностями, озабоченностями и интересами. Поэтому отдача от деятельности данной важнейшей многосторонней структуры напрямую зависит от готовности входящих в нее стран к конструктивному взаимодействию и проявлению политической воли.</span>
<span style="font-weight: 400">К сожалению, с момента вынужденного начала нашей специальной военной операции на Украине и Донбассе представители коллективного Запада окончательно отошли от культуры цивилизованного диалога и компромисса и взяли курс на использование ООН в качестве площадки для наращивания давления на «неугодные» государства. В практическом плане это вылилось в созыв антироссийской 11-й чрезвычайной специальной сессии Генассамблеи, в рамках которой США и союзники продолжают вбрасывать одну за другой политизированные инициативы, лишь отдаляющие надежное урегулирование ситуации.</span>
<span style="font-weight: 400">При этом принятие соответствующих решений Генассамблеи обеспечивается неприкрытыми угрозами в адрес развивающихся стран, которых — с использованием экономического и политического шантажа — буквально принуждают голосовать в пользу различных русофобских документов. И даже при столь нечистоплотной игре Вашингтону и его сателлитам не удается склонить подавляющее большинство делегаций в Генассамблее к поддержке своих одиозных проектов. Достаточно сказать, что за последнюю резолюцию о «репарациях за агрессию против Украины» проголосовало менее половины членов ООН.</span>
<span style="font-weight: 400">Так что в данном контексте ни о каком «давлении международных организаций» не может быть и речи. За направленные против России деструктивные начинания голосуют связанные блоковой солидарностью участники западного «лагеря», а также некоторые государства, которых посредством жесточайшего «прессинга» заставили отказаться от суверенитета и национальных интересов. Многие десятки стран так </span><span style="font-weight: 400">и не подчинились диктату Вашингтона и его сателлитов. И, конечно же, не следует забывать, что <a href="https://www.un.org/en/ga/sessions/emergency11th.shtml">решения 11-й чрезвычайной специальной сессии Генассамблеи</a> не просто юридически ничтожны по своему содержанию, но и в соответствии с Уставом ООН имеют исключительно рекомендательный характер.</span>
<b>Как, на Ваш взгляд, отражается текущая геополитическая ситуация на взаимодействии России с международным сообществом по экологическим вопросам?</b> <div class="intext-box">
В ноябре 2022 года в Египте состоялась Конференция ООН по климату (COP27). Президент России участия в ней <a href="https://tass.ru/politika/15973005">не принял</a>. В комментарии RTVI официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Питер Стано <a href="https://rtvi.com/news/v-es-nazvali-neiskrennimi-zayavleniya-rossii-o-gotovnosti-k-peregovoram/">отметил</a>, что неучастие Владимира Путина в конференции станет «еще одним примером его полного пренебрежения международными ценностями и нормами», что, по его словам, «подрывает то немногое, что осталось от доверия к России, и углубляет международную изоляцию страны».
Глава египетского МИДа Самех Шукри <a href="https://www.nytimes.com/live/2022/11/07/climate/cop27-climate-summit">заявил</a>, что государства не должны позволять «политической напряженности» мешать решению климатического кризиса.
</div> <span style="font-weight: 400">Природоохранная деятельность является безусловным приоритетом Российской Федерации на многосторонних площадках в рамках системы ООН. Специфика этой работы такова, что она может быть эффективной лишь при активном и постоянном взаимодействии всех участников международного сообщества. В этом процессе нет места политизации. В своих подходах исходим именно из этого непреложного факта. </span><span style="font-weight: 400">К сожалению, с началом СВО западные страны по сути дела пытаются подорвать работу в рамках многосторонних природоохранных механизмов ООН, «размывая» повестку дня разного рода призывами с осуждением России, а также непрофильными проблемами безопасности, миграции, защиты прав человека. Международная координация в сфере охраны природы фактически подменяется обсуждением посторонних, но приоритетных для Запада тем.</span>
<span style="font-weight: 400">Одновременно в международном сообществе растет осознание, что вопрос защиты окружающей среды слишком важен, чтобы позволить его «заболтать» в интересах геополитического соперничества. Рассчитываем, что, как это уже бывало не раз, неумолимый ход истории заставит их вернуться к конструктивному и равноправному диалогу с Россией, в том числе и на природоохранном направлении.</span> <h2><strong>"Процесс реализации Стамбульских договоренностей не может быть признан удовлетворительным"</strong></h2> <b>Как Вы оцениваете ход реализации «зерновой сделки» после продления в ноябре 2022 года?</b> <div class="intext-box">
Официальный представитель ООН в совместном координационном центре по зерновой сделке Исмини Палла <a href="https://rtvi.com/news/v-oon-nazvali-preimushhestva-sohraneniya-zernovoj-sdelki/">сказала</a> RTVI, что продолжение экспорта удобрений и продовольствия, в том числе из Украины в рамках зерновой сделки имеет «решающее значение» с точки зрения обеспечения миллионов людей этими товарами. Она также отметила, что в зерновой сделке «не указаны пункты назначения или приоритетные страны», ведь цель инициативы — «облегчить безопасное судоходство для экспорта продуктов питания и удобрений, в том числе аммиака, из трех черноморских украинских морских портов». По ее словам, совместный координационный центр ведет соответствующую статистику и лидерами импорта являются Китай, Испания и Турция. «Почти 45% экспортируемой пшеницы предназначено для стран с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего», — подчеркнула она.
</div> <span style="font-weight: 400">Очевидно, что процесс реализации Стамбульских договоренностей от 22 июля 2022 года не может быть признан удовлетворительным. По факту, выполняется только «<a href="https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/black_sea_grain_initiative_full_text.pdf">черноморская инициатива</a>» по вывозу украинского продовольствия, да и то в далеком от изначально заявленных гуманитарных целей формате — грузы на 70% состоят из кормовой кукурузы и фуражного зерна, направляются преимущественно в государства с высоким уровнем доходов (47%) и выше среднего (33%), в собственно нуждающиеся страны (Сомали, Эфиопия, Йемен, Судан, Афганистан, а также в Джибути) было поставлено всего 3% продукции. Прогресс в выполнении <a href="https://news.un.org/pages/wp-content/uploads/2022/09/MOU_21_July_UN-Secretariat86.pdf">Меморандума Россия-ООН</a> по нормализации отечественного сельхозэкспорта стремится к нулю — все ограничения на банковские платежи, страховки, доступ в порты сохраняются и к ним добавляются новые. В этих условиях вся концепция «пакетных» взаимоувязанных Стамбульских соглашений, направленных на преодоление продовольственного кризиса, рискует потерять смысл.</span>
<b><a href="https://rtvi.com/news/eto-mozhno-ostanovit-pryamo-sejchas-predstavitel-es-rasskazal-o-vzglyade-evropy-na-prichiny-i-posledstviya-konflikta-na-ukraine/">Евросоюз отрицает</a> обвинения в том, что большая часть зерна поступает не в беднейшие страны, а в страны Европы, указывая на гуманитарную помощь со стороны ЕС в адрес бедных стран, в том числе через ООН. Как Вы можете прокомментировать такую позицию?</b> <div class="intext-box">
С августа 2022 года в рамках Черноморской зерновой инициативы в 43 страны было экспортировано 17,8 млн тонн зерна и других продуктов питания, <a href="https://www.un.org/sg/en/content/sg/note-correspondents/2023-01-18/note-correspondents-update-the-black-sea-grain-initiative" rel="nofollow">говорилось</a> в сообщении на сайте генсека ООН 18 января. По приведенным данным, порядка 44% экспортируемой пшеницы было отправлено в страны с низким уровнем дохода и доходом ниже среднего (64% — в развивающиеся страны). 8% от общего объема пшеницы, экспортируемой в рамках <span style="font-weight: 400">«</span>зерновой сделки<span style="font-weight: 400">»</span> в 2022 году, закупила Всемирная продовольственная программа для поддержки своих гуманитарных операций по борьбе с голодом по всему миру.
</div> <span style="font-weight: 400">Россия как одна из сторон «черноморской инициативы» вместе с Турцией и Украиной полноправно работает в рамках специально созданного Совместного координационного центра в Стамбуле. У наших представителей есть вся <a href="https://www.un.org/en/black-sea-grain-initiative/vessel-movements">информация о судах</a>, номенклатуре, объемах вывозимой продукции, пунктах назначения. Данные статистические сведения наглядно показывают, что около половины украинской продукции направляется в ЕС и такие развитые страны, как Южная Корея и Израиль. В беднейшие государства, в том числе по линии ВПП ООН, было вывезено около 582 тысячи тонн, что составляет 2,82% от общего трафика общим объемом более чем 21 млн тонн. Не секрет и то, что украинские поставки осуществляются на сугубо коммерческой основе, из-за чего ооновцы были вынуждены в целом переквалифицировать «черноморскую инициативу» из гуманитарной в коммерческую.</span>
<b>Зерновая сделка продлевается каждые 120 дней. На Ваш взгляд, будет ли необходимость продления сделки в марте 2023 года и позже?</b> <div class="intext-box">
В июле 2022 года Россия, Украина, Турция и ООН <a href="https://rtvi.com/stories/rossiya-ukraina-turcziya-i-oon-dogovorilis-o-sdelke-po-eksportu-zerna-chto-vazhno-znat/">заключили</a> в Стамбуле соглашение, которое регламентирует вывоз зерна из украинских портов по безопасному морскому коридору. Зерновая сделка должна была действовать 120 дней. 17 ноября 2022 года сделку <a href="https://rtvi.com/news/ukraina-i-turcziya-soobshhili-o-prodlenii-zernovoj-sdelki-na-chetyre-mesyacza/">продлили</a> до марта 2023 года.
</div> <span style="font-weight: 400">Как известно, «черноморская инициатива» по вывозу украинского продовольствия была изначально рассчитана на 120 дней (до 18 ноября 2022 года). Затем в условиях отсутствия возражения сторон договоренность была продлена еще на 120 дней — до 18 марта 2023 года. Срок действия Меморандума Россия-ООН по нормализации отечественного сельхозэкспорта — 3 года. </span><span style="font-weight: 400">Наша позиция по вопросу дальнейшего продолжения «черноморской инициативы» остается прежней — без осязаемых результатов по реализации Меморандума Россия‑ООН, прежде всего по реальному снятию санкционных ограничений с российского сельхозэкспорта, концепция Стамбульских «пакетных» договоренностей и простое продление украинского документа нецелесообразно.</span>
<b>Как сейчас обстоят дела с той частью Стамбульских договоренностей, которая касается экспорта российского продовольствия и удобрений?</b>
<span style="font-weight: 400">Прогресс в реализации Меморандума Россия-ООН по нормализации отечественного сельхозэкспорта остается ограниченным — усилия вроде бы предпринимаются, а практических результатов до сих пор нет. Профильный «Россельхозбанк» остается отключенным от SWIFT, страховые премии носят запретительный характер, доступ в порты отсутствует, а европейцы с 22 июля 2022 года приняли три новых пакета санкций с дополнительными ограничениями, в том числе против нашего сельхозэкспорта.</span>
<span style="font-weight: 400">Наглядным примером блокирования западниками российских поставок является работа по безвозмездной передаче 262 тысяч тонн наших удобрений беднейшим странам. Направили официальное обращение на этот счёт Генсекретарю ООН 7 сентября 2022 года. Первая и единственная партия в 20 тысяч тонн была отправлена из Нидерландов в Малави 29 ноября 2022 года, прибыла в промежуточный пункт в Мозамбике 28 декабря 2022 года, и сейчас находится на пути к получателям.</span> <div class="intext-box">
В Евросоюзе <a href="http://eeas.europa.eu/delegations/un-rome/eu-sanctions-do-not-restrict-eu-and-third-countries’-trade-agrifood-products_en?s=65">отмечали</a>, что санкции ЕС распространяются только на двустороннюю торговлю между ЕС и Россией, а не на международную торговлю и торговлю России с третьими странами. Там подчеркивали, что российская сельскохозяйственная продукция (включая пшеницу и удобрения) не находится под санкциями ЕС: "Санкции ЕС не запрещают предприятиям ЕС покупать, импортировать или оплачивать российскую сельскохозяйственную продукцию при условии, что в них не участвуют лица, подпадающие под санкции".
В ООН <a href="https://www.un.org/sg/en/content/sg/statement/2022-11-29/statement-attributable-the-spokesperson-for-the-secretary-general-the-shipment-of-fertilizer-russian-federation-producers">поприветствовали</a> решение Москвы о поставке удобрений в Африку. "Эта инициатива по пожертвованию удобрений является частью соглашений, подписанных в Стамбуле 22 июля, для решения проблемы глобальной продовольственной безопасности и обеспечения беспрепятственного экспорта критически важных продуктов питания и удобрений из Украины и России на мировые рынки", — отметили в ООН. Там подчеркнули, что продолжают "интенсивные дипломатические усилия" в этом направлении.
</div> <span style="font-weight: 400">Таким образом, на передачу под эгидой ООН лишь 10% удобрений потребовалось уже более 5 месяцев. И это при том, что российская сторона взяла на себя все расходы по доставке и транспортировке продукции помимо собственно её стоимости, а также оплатила «посреднические услуги» Всемирной продовольственной программы ООН. Важно также подчеркнуть, что это чисто гуманитарная акция, на которую никакие ограничения не должны распространяться в принципе. Но если и её выполнение идет с таким трудом, то можно представить, с какими трудностями сталкивается наш экспорт.</span>
<span style="font-weight: 400">Со своей стороны в 2022 году, несмотря на все препоны и ограничения, смогли самостоятельно, без помощи ООН, поставить на мировые рынки 23 млн тонн зерновых (преимущественно пшеницу (от 70 до 90% грузов) в страны Африки (40%) и Азии (55%)) и 20 млн тонн удобрений. Это всё равно на несколько миллионов тонн меньше, чем могли бы, и это та цена, которая заплачена за введенные западниками санкции.</span>
<b>Возможно ли в этом году заключение «аммиачной сделки»?</b> <div class="intext-box">
Транзит по аммиакопроводу <span style="font-weight: 400">«</span>Тольятти-Одесса<span style="font-weight: 400">»</span> приостановили 24 февраля 2022 года. 30 ноября заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам Мартин Гриффитс <a href="https://tass.ru/ekonomika/16469233/amp" rel="nofollow">отметил</a>, что удалось добиться прогресса в вопросе поставок российских аммиачных удобрений через трубопровод. Позже в ООН <a href="https://www.reuters.com/article/ukraine-crisis-grains-idAFKBN2TX1UE">утверждали</a>, что стороны, ведущие диалог о возобновлении поставок аммиака <span style="font-weight: 400">«</span>все еще ведут переговоры и еще не пришли к соглашению<span style="font-weight: 400">»</span>.
</div> <span style="font-weight: 400">Положение о поставках на мировые рынки удобрений и сырья для их производства, включая аммиак, прописано в обоих Стамбульских соглашениях. Перевалка аммиака по трубопроводу «Тольятти-Одесса» и его вывоз должны были возобновиться вместе с запуском «черноморской инициативы» и началом транспортировки украинского продовольствия. Однако этого не произошло и не происходит из-за позиции Киева, обставляющего восстановление работы аммиакопровода политическими условиями.</span>
<span style="font-weight: 400">В результате цены на сырье для производства удобрений держатся на пиковых отметках и, по сути, являются запретительными. Аммиакопровод, прокачивающий в год около 2,5 млн тонн сырья, достаточного для производства 7 млн тонн удобрений, чтобы прокормить 200 млн человек, простаивает только и исключительно из-за позиции Киева. Технические возможности для реализации этого важного взаимовыгодного и отвечающего интересам продовольственной безопасности проекта имеются. Никакие дополнительные договоренности, учитывая имеющиеся положения Стамбульских документов, не требуются.</span>
<b>Видите ли Вы необходимость в дополнительных каналах доставки зерна и другой продукции в бедные страны в условиях конфликта? Обсуждаются ли такие вопросы с ООН, Евросоюзом и другими заинтересованными сторонами?</b> <div class="intext-box">
В <a href="https://rtvi.com/news/v-oon-nazvali-preimushhestva-sohraneniya-zernovoj-sdelki/">комментарии</a> для RTVI официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Питер Стано отметил, что черноморская зерновая инициатива и наземные маршруты через ЕС в рамках инициативы «Линии солидарности» «помогли стабилизировать и ослабить давление на мировые цены на продовольствие, облегчив экспорт зерна и сельскохозяйственной продукции на мировые рынки». «Обе инициативы позволили экспортировать более 40 млн тонн зерна и другой сельскохозяйственной продукции и способствовали падению цен на продовольствие за последние месяцы», — отметил представитель ЕС.
</div> <span style="font-weight: 400">В целом считаем необходимым помогать и поддерживать все нуждающиеся страны, ответственно выполнять свои гуманитарные обязательства без какой-либо политизации, дискриминации и предварительных условий. Тем более что проблемы продовольственной безопасности и угроз голода обострились задолго до событий на Украине. В числе основных негативных факторов — пандемия COVID-19, запущенные западниками бесконтрольная денежная эмиссия и форсированный переход на «зеленую» экономику в сочетании с неблагоприятными климатическими изменениями.</span> <div class="intext-box">
В декабре прошлого года госсекретарь США Энтони Блинкен <a href="https://www.state.gov/secretary-blinken-at-the-peace-security-and-governance-forum/">заявил</a>, что мир сталкивается "с массовым кризисом продовольственной безопасности", чему есть ряд причин, среди которых и конфликт на Украине. В июньском отчете Всемирной продовольственной программы также говорилось, что военные действия на Украине "спровоцировали глобальный продовольственный кризис".
</div> <span style="font-weight: 400">К ним добавились незаконные односторонние санкции США и ЕС против России, которые, несмотря на все пропагандистские заявления Вашингтона, Брюсселя и Лондона, нарушают поставки продовольствия и удобрений. Нужны не какие-то дополнительные каналы, а прекращение западниками санкционной войны против России, которая усугубляет положение и без того уязвимых стран. Ставит их перед лицом не только кризиса ценовой доступности сельхозпродукции, но её физического дефицита. Ведем соответствующую работу с экспертами ООН во главе с генсекретарем ЮНКТАД Ребекой Гринспан в рамках Меморандума Россия-ООН по нормализации нашего сельхозэкспорта.</span>
<b>По вашим оценкам, когда стороны могут прийти к консенсусу по вопросу зоны безопасности вокруг ЗАЭС. Возможно, какие-то договоренности уже достигнуты? Какие параметры обсуждаются в данный момент?</b> <div class="intext-box">
В феврале гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси в очередной раз прибыл в Москву для переговоров по зоне безопасности вокруг ЗАЭС. Гросси <a href="https://www.iaea.org/newscenter/pressreleases/update-146-iaea-director-general-statement-on-situation-in-ukraine">выразил надежду</a>, что зона будет создана, хотя процесс идет недостаточно быстро. "Ситуация вокруг крупнейшей в Европе АЭС остается нестабильной и непредсказуемой, поскольку она является зоной активных боевых действий", — подчеркнул Гросси.
</div> <span style="font-weight: 400">Обсуждение более чем актуальной темы создания зоны ядерной и физической ядерной безопасности вокруг Запорожской АЭС (ЗАЭС) продолжается при посредничестве гендиректора МАГАТЭ Рафаэля Гросси. Мы заинтересованы в том, чтобы результат был достигнут как можно быстрее, и чтобы обстрелы ЗАЭС, являющейся российским объектом, со стороны украинских вооруженных сил прекратились раз и навсегда. Но для этого, в первую очередь, необходимо четко выраженное согласие официального Киева, чего мы не наблюдаем. Определенное видение того, что собой должна представлять «зона безопасности» и каковы были бы обязательства России и Украины на этот счет у нас и у руководства МАГАТЭ имеется. Однако говорить о конкретных параметрах договоренностей в настоящий момент преждевременно, поскольку Рафаэлю Гросси приходится сверяться с украинской стороной. А здесь, как я уже сказал, никакой ясности пока не видно.</span>
<span style="font-weight: 400">Рассчитываем, что в итоге все же удастся договориться по данному вопросу. От этого зависит судьба крупнейшего ядерного объекта в Европе, который оказался в непосредственной близости от зоны ведения боевых действий. Любая авария на станции чревата катастрофическими и непредсказуемыми последствиями не только для региона, но и для соседних европейских стран.</span>
Свежие комментарии