В России сегодня 45-50 млн автомобилей, 9 млн из них — то есть около 20% — оснащены системой «ЭРА-ГЛОНАСС».
<strong>Беспилотные автомобили появятся на дорогах не ранее, чем через 10-15 лет, а мораторий на обязательную установку устройств «ЭРА-ГЛОНАСС» на ввозимые в Россию легковые машины может быть снят уже в следующем году.
Такое мнение высказал в программе RTVI "Хроники нового мира" президент Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС») Александр Гурко. Он также оценил возможность блокировки сигнала GPS в России.</strong> <h2><strong>О «глушении» сигналов спутниковой навигации после атак беспилотников на Москву</strong></h2> «Я думаю, что подробные комментарии по поводу защиты от несанкционированных полетов дронов, наверное, должны давать специалисты, которые занимаются радиоэлектронной борьбой и вопросами безопасности. Но с точки зрения, в общем, гражданского применения понятно, что при заглушении сигналов наземными способами, сигналов спутниковой навигации, в общем, наверное, проблема полностью защиты не решается», — сказал Гурко.Он пояснил, что дроны «умеют летать» без GPS и ГЛОНАСС, они ориентируются «на основе компьютерного зрения и цифровой модели местности».
«Кроме того, последние навигационные приемники умеют позиционироваться и использовать, комплексировать сигналы и других источников, это Wi-Fi, FM и системы сотовой связи. Поэтому вопрос технический гораздо более сложный, чем просто заглушить спутниковую навигацию», — сказал Гурко.
<div class="intext-box">В ночь на 3 мая <a href="https://rtvi.com/news/ataka-bespilotnikov-na-kreml-chto-izvestno/">произошла</a> атака беспилотников на Кремль. После этого в центре Москвы были <a href="https://rtvi.com/news/v-czentre-moskvy-proizoshel-sboj-v-rabote-gps-eto-mozhet-byt-svyazano-s-podgotovkoj-k-paradu-pobedy/">зафиксированы</a> сбои в работе GPS, СМИ <a href="https://t.me/bazabazon/17368">связывали</a> их с подготовкой к параду Победы. Департамент транспорта столицы сообщил, что услуги каршеринга <a href="https://rtvi.com/news/servisy-karsheringa-ne-budut-rabotat-v-czentre-moskvy-do-10-maya/">ограничены</a> в связи с праздничными мероприятиями. 30 мая несколько районов Москвы и Московской области <a href="https://rtvi.com/news/ataka-bespilotnikov-na-moskvu-i-podmoskove-30-maya-chto-izvestno/">подверглись</a> атаке беспилотников. 7 июня Bloomberg со ссылкой на письмо Департамента транспорта Эстонии <a href="https://rtvi.com/news/bloomberg-evropejskie-aviaperevozchiki-ishhut-zamenu-gps-iz-za-glusheniya-rossiej-signalov-sistemy/">сообщил</a>, что в России после атак беспилотников усилилось «глушение» сигналов GPS.
</div> <h2><strong>О возможности блокировки </strong><strong>GPS в России</strong></h2> Гурко заявил, что уже более 10 лет все навигационные приемники работают со всеми системами навигации, среди которых GPS, ГЛОНАСС, китайская BeiDou, европейская Galileo.
«Навигационный приемник работает с любым созвездием в любой комбинации, для того чтобы улучшить надежность приема сигнала. То есть, например, ваше устройство может видеть два спутника GPS, два спутника ГЛОНАСС, один GPS, три ГЛОНАСС — в общем, в любой комбинации. Поэтому зарубить отдельно какую-либо систему очень сложно, они работают в очень близких диапазонах, и, как я уже сказал, приемник работает со всеми системами», — пояснил Гурко.
Отвечая на вопрос о наземных станциях GPS в России, он отметил, что эта тема «как-то очень политизирована и превратилась в некий пиар». В реальности такая инфраструктура представляет собой «профессиональный приемник, точно привязанный к какому-то месту, подключенный в розетку», пояснил эксперт.
«Такая система стоит меньше $20 тыс., и [ее] можно поставить около любого ресторана (…) Существует такая мировая сеть, которая на бесплатной основе предоставляет данные этих станций для всех, кто занимается навигацией и хочет повысить точность», — рассказал Гурко.
Он подчеркнул, что российские организации, институты тоже являются частью такой сети и «постоянно обмениваются данными о состоянии навигационного поля — не только глонассовского, но и GPS, и других систем». <h2><strong>О способах точечной блокировки спутниковой навигации</strong></h2> По словам Гурко, есть разные способы, один из которых — создание широкополосных помехи, которые не позволяют принимать сигналы навигационных систем.
«Второй способ — это использование электромагнитных импульсов для в целом глушения работы любых электрических устройств (…) На самом деле ничего сильно сложного в этом нет, если речь идет просто о глушении спутниковых систем. Бытовые спуферы можно купить на рынке — которые глушат сигнал и сотовой связи, и сигнал спутниковой навигации», — отменил президент НП «ГЛОНАСС». <div class="intext-box">
7-9 июня в Сочи происходили перебои с мобильным интернетом. По <a href="https://www.kommersant.ru/doc/6029611" rel="nofollow">данным</a> «Коммерсанта», доступ ограничили по поручению Минцифры из-за проходящих в городе официальных мероприятий с участием президента России Владимира Путина. Позже организаторы Петербургского международного экономического форума <a href="https://rtvi.com/news/vrag-dejstvuet-naglo-peskov-obyasnil-otklyuchenie-mobilnogo-interneta-na-pmef-v-den-vystupleniya-putina/">анонсировал</a>и отключение мобильного интернета в день выступления Путина. Пресс-секретарь президента пояснил, что принимаются усиленные меры цифровой безопасности, поскольку "враг действует нагло".
</div> <h2><strong>О том, когда на дорогах начнут ездить беспилотные автомобили</strong></h2> По словам Гурко, «хайп беспилотных автомобилей» в мире закончился — объемы инвестиций и капитализация компаний, работающих в этой сфере, резко сократились.
Беспилотные автомобили, как и любая другая технология, должны иметь экономический смысл, пояснил собеседник RTVI.
«Когда на бэушный автомобиль, Prius или Sonata, устанавливают лидары, радары, техническое зрение за десятки тысяч долларов или евро, и еще за рулем находится дорогостоящий пилот-испытатель — вот в чем смысл такой модернизации стандартного автомобиля и замещения нашего киргизского уважаемого водителя? Вот нет в этом никакого на самом деле коммерческого эффекта», — заявил Гурко.
По его мнению, "на дорогах общего пользования автомобили беспилотные появятся не скоро, еще лет 10-15 надо подождать».
При этом у нишевого применения беспилотных машин может быть экономический эффект, считает президент НП «ГЛОНАСС» — например, при доставке людей в труднодоступные районы. «Плюс, скорее всего, автомобили все-таки должны быть полностью беспилотными, реально автономными, и должны быть изначально спроектированы под эти задачи. Тогда будет от этого экономический эффект», — добавил Гурко. <h2><strong>О запуске беспилотных такси «Яндекса»</strong></h2> Гурко заявил, что такие проекты — «работа на капитализацию". Основная ставка делается на развитие технологий, «которые могут потом использоваться в следующем поколении автомобилей», считает он.
«Все, что происходит сейчас с беспилотным транспортом, в том числе «Яндексе», — это, скорее, эксперименты и набор каких-то практик, обучающих практик развития нейросетей, которые, возможно, можно будет потом использовать в следующем поколении транспортных средств. То есть это не совсем коммерческие продукты на сегодня, это исследовательские продукты», — заявил Гурко. <div class="intext-box">
В начале июня «Яндекс» <a href="https://rtvi.com/news/yandeks-zapustil-bespilotnoe-taksi-v-moskve/">запустил</a> в московском районе Ясенево роботакси — сервис заказа автомобилей, которыми управляет искусственный интеллект. При заказе машины можно будет выбрать точки посадки и высадки — из заранее предложенных программой. В машине находится водитель-испытатель, который следит за безопасностью поездки.
</div> <h2><strong>О проекте «ЭРА-ГЛОНАСС»</strong></h2> Гурко сообщил, что в России сегодня 45-50 млн автомобилей, 9 млн из них — то есть около 20% — оснащены системой «ЭРА-ГЛОНАСС».
В 2022 году мораторий на обязательную установку датчиков на ввозимые в Россию легковые машины был введен из-за проблем, вызванных западными санкциями, пояснил президент НП «ГЛОНАСС». <blockquote>«К сожалению, в России не производятся и даже не разрабатываются, в общем, соответствующие процессоры и навигационные модули, ну, и вообще большое количество элементной базы отсутствует. Поэтому, когда ввели санкции, большая часть номенклатуры отвалилась, и ушло время у разработчиков (…) на адаптацию к этим условиям, на замещение элементной базы на китайских поставщиков.</blockquote> Сейчас вот этот процесс, в общем, разные разработчики в разной степени завершили (...) Поэтому, я думаю, что в следующем году действительно этот мораторий уже будет снят», — высказал мнение Гурко. <div class="intext-box">
«ЭРА-ГЛОНАСС» — российская система экстренного реагирования при авариях. Устройства, которыми оснащают автомобили, имеют кнопку вызова экстренных служб, а также функцию автоматической передачи данных в систему «112» в случае тяжелой аварии, когда водитель не может вызвать помощь самостоятельно. Система также может определить местоположение машины, что позволяет отслеживать ее в случае угона.
С 1 января 2017 года каждый ввезенный в Россию автомобиль вместимостью до девяти человек должен был оснащаться системой «ЭРА-ГЛОНАСС», иначе его не регистрировали. В июле 2022 году требование <a href="https://rtvi.com/news/rossiyanam-razreshili-vvozit-avtomobili-bez-ustanovki-era-glonass-iz-za-problem-s-logistikoj/">отменили</a> для физических лиц, ввозивших в Россию автомобили.
</div>
Свежие комментарии