Сегодня, 10 июля, суд по гражданским делам Алматы должен вынести решение по иску активиста Альнура Ильяшева. Он требует остановить строительство первой казахской АЭС (проект «Росатома»). Активист настаивает на нарушении норм безопасности МАГАТЭ при выборе площадки для АЭС и опасности станции из-за ее близости с российским военным полигоном.
Строительство «Росатомом» первой АЭС в Казахстане неожиданно столкнулось с серьезным препятствием. Местный активист Альнур Ильяшев обратился в гражданский суд Алматы с иском, ответчиком по которому выступает правительство Казахстана.
Истец требует признать незаконным правительственное постановление от 30 декабря 2024 года «О районе строительства ядерной установки «Атомная электрическая станция», в котором, местом ее строительства был определен Улькенский сельский округ Алматинской области.
Также истец настаивает, что решение правительства о выборе площадки для АЭС нарушает конституционные права граждан Казахстана и нормы безопасности МАГАТЭ. Ключевым аргументом для этого пункта иска является опасная, по мнению истца, близость места строительства АЭС с военным полигоном Сары-Шаган, который Россия арендует у Казахстана. Военный полигон Сары-Шаган расположен на берегу озера Балхаш с административным центром в городе Приозерск. Он был создан в середине 50-х годов прошлого века для испытаний систем противоракетной обороны. После развала Советского Союза часть полигона была взята в аренду Россией, часть используются Вооруженными силами Казахстана. По данным открытых источников, последние испытания на полигоне были проведены в декабре 2022 годаКак следует из иска, граница полигона проходит в 22 км от западной границы Улькенского сельского округа. При этом МАГАТЭ, утверждает в иске Альнур Ильяшев, рекомендует располагать АЭС не менее чем в 30 км от военных объектов.
Кроме того, на основании анализа соглашения между Россией и Казахстаном об использовании полигона, а также данных из открытых источников, истец настаивает, что полигон используется Россией для испытания баллистических ракет, а в соглашении об его использовании допускается вероятность, что «ракета, цель или её обломки могут выйти за пределы отведенной зоны».
«Авария (взрыв), произошедшая 8 августа 2019 года в районе ракетного полигона ВМФ России "Нёнокса" в Архангельской области во время испытаний новой военной техники, демонстрирует риски исходящие от таких полигонов», — говорится в исковом заявлении.Еще 28 мая судья межрайонного суда Лайла Муздыбаева решила, что материалов, представленных истцом достаточно для начала судебных разбирательств. Однако предварительные слушания несколько раз переносились и в результате первое заседание прошло лишь 4 июля. После его окончания стало известно, что решение по делу будет озвучено судом 10 июля.
Напомним, что в октябре 2024 года в Казахстане прошел референдум, на котором большинство граждан поддержали строительство первой в стране атомной электростанции. В декабре правительство страны своим постановлением определило площадку предполагаемого строительства.
А уже 14 июня этого года Агентство по ядерной энергии Казахстана объявило, что возведение объекта поручено консорциуму во главе с «Росатомом». Планируемый срок ввода АЭС в эксплуатацию — 2035-2036 год. Местом размещения АЭС выбран Жамбыльский район в Алматинской области в окрестностях поселка Улькен, расположенного на побережье озера Балхаш. Согласованный график реализации проекта был зафиксирован в подписанной в середине июня дорожной карте между Казахстаном и Россией. По оценкам главы казахстанского агентства Алмасадама Саткалиева, ориентировочная стоимость проекта, основанная на мировом опыте, может составить $14 млрд.
В Агентстве по атомной энергии Казахстана не ответили на запрос RTVI, сославшись на необходимость дождаться решения суда. Однако по данным RTVI, представители Агентства в суде настаивали, что в постановлении правительства нет четкого определения места размещения АЭС. А на данном этапе речь может идти только о предварительном определении района, где будет вестись полноценный выбор места строительства, с соблюдением всех норм безопасности. Причем рассматриваться будут не менее двух площадок, и только после этого начнется проектирование и сама стройка.«Постановление, которое обжалуется, определяет лишь район строительства без конкретной площадки», — заявили представители Агентства во время судебных слушаний.По мнению юристов Агентства, иск Альнура Ильяшева преждевременен и не подлежит удовлетворению, поскольку окончательного выбора площадки под АЭС нет. Что касается 30-ти километровой зоны, то «в рекомендациях МАГАТЭ указано минимальное расстояние 30 км от военных объектов, но это не обязательный запрет, а рекомендуемый критерий, по усмотрению», — считают в Агентстве по атомной энергии, отмечая, что в рекомендациях МАГАТЭ прописано, что критерии отсева, в частности, по расстоянию могут применяться гибко, исходя из инженерных решений и системы защиты.
Илья Никитин
Свежие комментарии