Германия не претендует на предметы из берлинского бункера Фридрихсхайм, выставку которых Пушкинский музей готовит к 9 мая. В таком объеме эти экспонаты еще ни разу не демонстрировались. Об этом в специальном интервью RTVI рассказала директор ГМИИ Елизавета Лихачева. По мнению искусствоведа, Советский Союз в принципе «совершил ошибку», не обнародовав все, что было вывезено во время.
..<strong>Германия не претендует на предметы из берлинского бункера Фридрихсхайм, выставку которых Пушкинский музей готовит к 9 мая. В таком объеме эти экспонаты еще ни разу не демонстрировались. Об этом в специальном интервью RTVI <a href="">рассказала</a> директор ГМИИ Елизавета Лихачева. По мнению искусствоведа, Советский Союз в принципе "совершил ошибку", не обнародовав все, что было вывезено во время Второй мировой войны. </strong> <div class="intext-grey">
"В бункере Фридрихсхайм хранились сокровища трех музеев, в том числе и Музея Боде. Большая часть сгорела, потому что бункер горел неделю. Что удалось спасти? Удалось спасти камни — мрамор. Золото если там и было, оно расплавилось, слишком высока была температура горения... Это бронза, это керамика. <...> Уникальность [предстоящей выставки] в том, что мы первый раз это показываем в таком объеме", — пояснила Елизавета Лихачева.
</div> Искусствовед напомнила, что бункер был заминирован нацистами.
"Это история бессмысленного варварства. Я понимаю, что в ходе боевых действий могут страдать в том числе и памятники. Но бывают ситуации, когда памятники уничтожаются просто из желания уничтожить культуру либо память народа, как это было, например, с Павловском, который просто был взорван при помощи часовой бомбы, по-моему, через три дня после его освобождения советскими войсками. <...> Также была заминирована и Дрезденская галерея", — рассказала Лихачева.
Как пояснила директор ГМИИ имени Пушкина, "нет коллекции как таковой — есть вещи из бункера Фридрихсхайм, большая часть которых возвращена Германии в конце 1950-х годов". На оставшиеся предметы, которые реставрировались советскими специалистами, Берлин не претендует. <div class="intext-grey">
"Немцы никогда не претендовали, насколько мне известно, на возврат этих предметов. На [золото] Шлимана — да, было дело, на это — нет", — подтвердила Елизавета Лихачева.
</div> Собеседница RTVI не считает корректным термин "трофейное искусство". <div class="intext-grey">
"Это не трофеи. <...> Все об этом все время забывают — что Советский Союз вернул более миллиона экспонатов Германии, и этот процесс продолжался до недавнего времени. То есть мы все время какие-то вещи Германии возвращали, нам не вернул никто ничего. Если сравнить количество предметов, возвращенных на территорию бывшего Советского Союза — [среди] утраченных в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, вывезенных из страны, — это десятки единиц. А мы вернули больше миллиона", — отметила Лихачева.
</div> Директор музея пояснила, что "есть закрытая часть фонда, она связана с перемещенными вещами". В целом их "публичной описи нет", однако "после 1990-х годов часть списков была открыта, поэтому появилась возможность выставить коллекцию Шлимана". <div class="intext-grey">
"Это, на мой взгляд, большая проблема. Но это не проблема музея — это проблема, которая должна решаться на государственном уровне, музей не может сам ее решить. Например, Михаил Борисович Пиотровский считает, что эту закрытую часть фонда надо повесить в залы и вообще перестать стесняться, что она у нас в принципе есть. <...> Я исхожу из того, что изначально была совершена ошибка Советским Союзом. Не надо было ничего прятать — надо было всё опубликовать", — уверена Елизавета Лихачева.
</div> По мнению собеседницы RTVI, "перемещение [предметов] после Второй мировой войны — это не только проблема России, это проблема очень многих стран".
"Вы можете вспомнить историю с коллекцией Гурлитта (<em>немецкого коллекционера Корнелиуса Гурлитта, собравшего подпольную коллекцию за счет нацистских конфискаций. — Прим.RTVI</em>), из которой, насколько мне известно, вернулись только четыре предмета потомкам изначальных владельцев. Есть еще швейцарские сейфы, в которых вообще не известно, что лежит, потому что семьи просто не имеют возможности предъявить свои права, поскольку документы сгорели", — рассказала Лихачева.
По ее словам, существует "большая проблема музейной реституции вообще".
"Что с этим делать, никто не понимает. Главная проблема в том, что доверие к международному институту правосудия подорвано, то есть никто не верит даже судам", — заключила Елизавета Лихачева.
Свежие комментарии