Американские сенаторы не теряют надежду разблокировать выделение военной помощи Украине. Первый законопроект провалился, но начинаются дебаты по новому варианту. Правда, эксперты RTVI сомневаются, что дело скоро сдвинется с мертвой точки
<strong>Сенаторы США 8 февраля <a href="https://www.cnbc.
com/2024/02/08/senate-advances-95-billion-ukraine-israel-aid-package.html">предложили</a> выделить $95 млрд на помощь Украине, Израилю и Тайваню. Новая идея — это урезанная версия билля, который республиканцы заблокировали ранее. Он включал еще и усиление контроля на границе с Мексикой. На первый взгляд, зависшая помощь Киеву теперь может быть разблокирована. Но эти надежды призрачные — еще не факт, что новый проект получит поддержку законодателей, </strong><strong>считают эксперты </strong><strong>RTVI </strong><strong>из США. </strong><strong>По их мнению, Украине не стоит рассчитывать на Вашингтон в ближайшее время.</strong> <h2>Законопроект получил новый импульс</h2> В начале февраля сенат США представил двухпартийный законопроект о дополнительном финансировании на $118 млрд. Предполагалось, что $60,06 млрд из них пойдут на помощь Украине, $14,1 млрд — Израилю, $4,83 млрд — «американским партнерам в Индо-Тихоокеанском регионе, которые сталкиваются с агрессией со стороны Китая» (в первую очередь, подразумевается поддержка Тайваня). Еще $20,23 млрд должны были направить на укрепление границы с Мексикой, где недавно <a href="https://rtvi. com/news/tehas-protiv-bajdena-stoyat-li-ssha-na-poroge-grazhdanskoj-vojny/">разгорелся</a> очередной миграционный кризис.Документ столкнулся с критикой со стороны республиканцев. Они посчитали, что меры недостаточно жесткие, чтобы приблизиться к урегулированию «пограничной катастрофы». В итоге документ <a href="https://rtvi.com/news/senat-ssha-otklonil-sdelku-vklyuchayushhuyu-pomoshh-ukraine/">не прошел</a>: «за» проголосовали 49 сенаторов, а «против» — 50 (при необходимой поддержке в 60 голосов).
Пока выделение помощи тормозится, Украина с начала года остается без финансовой и военной поддержки. А точнее — с 30 декабря, когда американцы отправили Украине последний пакет помощи. С тех пор она зависла в конгрессе.
11 января координатор Белого дома по нацбезопасности Джон Кирби признал, что США прекратили поставку оружия и военной техники Киеву, так как средства на это были исчерпаны. На этом фоне 8 февраля в сенате предложили обсудить урезанный вариант законопроекта, в котором отсутствуют пункты по границе. И, как ни странно, сенат проголосовал за начало дебатов: 67 парламентариев <a href="https://www.reuters.com/world/us/us-senate-vote-95-bln-ukraine-israel-aid-bill-after-failed-border-deal-2024-02-08/">поддержали</a> (в том числе 17 республиканцев»), против были 32.
«Это хороший первый шаг. Законопроект необходим для нашей национальной безопасности, для безопасности наших друзей в Украине, в Израиле, для гуманитарной помощи невинным гражданам в секторе Газа и на Тайване», — заявил лидер демократического большинства в сенате Чак Шумер.
Однако не до конца понятно, когда состоится итоговое голосование, так как сенаторы пока лишь договорились начать дебаты.
«Сенатский законопроект о дополнительном финансировании предусматривает выделение $95,3 млрд как Украине, так и Израилю. Предложенный документ показывает, что существует значительная поддержка предоставления помощи двум зонам конфликта. Хотя, по-видимому, двухпартийная поддержка помощи Израилю больше, чем Украине», — сказал RTVI профессор Университета Уэйна в Детройте Саид Хан.
Как объяснил эксперт, республиканцы в значительной степени согласились рассмотреть документ из-за поддержки Израиля. При этом Украина также остается «критическим» конфликтом, так что демократической большинство в сенате настояло на обсуждении пакета, который касается обеих горячих точек, добавил профессор Хан. <h2>Когда Украине ждать помощи?</h2> Несмотря на то, что политики решили обсудить компромиссный вариант помощи без пунктов по пограничной безопасности, вряд ли дискуссии дойдут до того финала, который хотят видеть в Белом доме, предполагают американские эксперты.
«Этот документ не сможет стать законом, пока он не пройдет через палату представителей. Обычно две палаты конгресса расходятся во мнениях, а затем пытаются урегулировать разногласия. Так что не думаю, что деньги потекут рекой в ближайшее время», — допустил в разговоре с RTVI экс-сотрудник Белого дома при администрации Рональда Рейгана, политический обозреватель Пол Крейг Робертс.
Профессор Саид Хан напомнил, что законопроекту еще предстоит пройти через обсуждение возможных поправок и дополнений. Только после этого окончательный документ будет вынесен на голосование в сенате.
«После этого он будет направлен в палату представителей, где столкнется со значительной оппозицией, особенно по вопросу о помощи Киеву, так как это было основным источником разногласий для многих республиканцев. Так что нет никакой гарантии, что помощь поступит на Украину, тем более в ближайшее время. Перспективы принятия законопроекта обеими палатами сейчас в лучшем случае невелики», — констатировал он.
Профессор кафедры истории Американского университета в Вашингтоне Питер Кузник считает, что законопроект может не пройти даже через сенат, хотя сейчас большинство согласно обсуждать документ.
«В обеих партиях есть оппозиция, как слева, так и справа. Американский народ выступает против оказания помощи Израилю, в то время как резня жителей Газы продолжается. Украина находится в руинах — в лучшем случае на поле боя сложилась патовая ситуация, а в армии и среди политических лидеров царит беспорядок», — объяснил он RTVI.
По словам эксперта, даже если билль пройдет через американский сенат, шанс, что законопроект одобрит палата представителей, практический нулевая.
«Поэтому если б я был в Киеве, то не стал бы полагаться на военную поддержку со стороны США, а начал бы думать о поиске дипломатического выхода, чтобы убедиться, что плохая ситуация не станет еще хуже», — предложил Кузник.
Согласно его прогнозам, в итоге конфликт будет урегулирован путем переговоров, причем Россия сохранит за собой занятые территории, а Украина будет вынуждена принять нейтральный внеблоковый статус. <h2>Почему всем не до границы</h2> В 2023 финансовом году (с октября 2022-го по сентябрь 2023-го) погранслужба США зафиксировала наибольшее количество нелегалов, пытавшихся пересечь американо-мексиканскую границу. Всего было зафиксировано 2,476 млн случаев. А с октября по декабрь прошлого года (когда в США уже начался 2024 финансовый год) было зарегистрировано 785,4 тыс. попыток.
Причем в декабре 2023-го, как обратил внимание RTVI, был <a href="https://www.cbp.gov/newsroom/stats/southwest-land-border-encounters">установлен</a> абсолютный месячный рекорд начиная с пандемийного октября 2020 года — 302 тыс. случаев.
Напряжение на американо-мексиканской границе постоянно растет, а республиканцы в конгрессе и на местах занимают все более твердую позицию. Двухпартийный законопроект должен был несколько остудить пыл «красных». Одним из наиболее жестких нововведений мог бы стать лимит на нелегальное пересечение границы. В случае, если бы установленный порог превышался, власти могли фактически закрыть ее.
«Чрезвычайные полномочия на границе могут быть применены, если среднее число пересечений границы нелегальными мигрантами составит в среднем от 4 до 5 тыс. в день в течение недели, и должны быть применены в обязательном порядке в случае, если среднее число за семь дней превысит 5 тыс.», — предлагали законодатели.
Однако чуда не случилось. По словам экс-сотрудника Белого дома Пола Крейга Робертса, меры, прописанные в законопроекте, были недостаточными, чтобы обеспечить безопасность.
Профессор Питер Кузник, в свою очередь, считает, что проблема не будет решена до президентских выборов в США в ноябре этого года. Однако американскому лидеру Джо Байдену все же «придется что-то сделать, чтобы остановить поток мигрантов в страну».
С такими прогнозами согласен и профессор Саид Хан. «Маловероятно, что в этом году будут предприняты дальнейшие усилия из-за предстоящих выборов», — заключил эксперт в беседе с RTVI. <h2>Заменит ли Европа Америку</h2> Между тем в США прилетел канцлер Германии Олаф Шольц. В пятницу, 9 февраля, его принимает в Белом доме американский президент Джо Байден. Это уже третий визит Шольца в Вашингтон в качестве главы правительства.
Как <a href="https://www.politico.eu/article/olaf-scholz-joe-biden-united-states-support-ukraine-trump-return/">пишет</a> Politico, канцлер и сам бы хотел выяснить, стоит ли рассчитывать на американскую помощь Украине. Ведь в противном случае Германии придется взять основное бремя на себя.
"Шольц прибывает как раз в тот момент, когда республиканцы в конгрессе, действуя по указке Трампа, блокировали военную помощь Киеву, ставя под угрозу судьбу воюющей страны, — отмечает издание. — Это особенно мрачный сценарий для немцев, которые опасаются, что теперь они окажутся на крючке в роли главного защитника Киева — роли, которой они никогда не хотели, предпочитая амплуа закадычного друга Вашингтона".
Нынешнюю ситуацию Politico называет "иронической инверсией", ведь сразу после 24 февраля 2022 года "Германия была главным отстающим в предоставлении военной помощи Украине — и именно Байден подтолкнул правительство Шольца сделать гораздо больше".
"В то время немцы, опасаясь быть втянутыми в растущий конфликт с Путиным, отказывались отправлять тяжелое вооружение на Украину до тех пор, пока другие союзники по НАТО не сделают это первыми. <...> Да и до сих пор Шольц отказывался предоставить Украине крылатые ракеты большой дальности Taurus, опасаясь, что украинцы могут начать использовать их для нанесения ударов по целям в России. Великобритания и Франция тем временем предоставили [ВСУ] свои крылатые ракеты", — отмечает Politico.
С другой стороны, Берлин дает Киеву больше всего средств в денежном выражении среди всех стран ЕС и уступает только Соединенным Штатам (точнее, уступал, пока помощь американцев не иссякла после 30 декабря — отправки последнего транша). Как <a href="https://www.ifw-kiel.de/topics/war-against-ukraine/ukraine-support-tracker/">подсчитал</a> Кильский институт мировой экономики, к октябрю 2023 года Германия выделила Украине €17,1 млрд, в то время как Великобритания — €6,57 млрд, а Франция всего лишь €0,54 млрд.
Тем временем новый пакет помощи, который Брюссель недавно одобрил для Киева, не спасает ситуацию, <a href="https://www.politico.eu/article/eu-ukraine-aid-war-50-billion/#:~:text=With%20Republicans%20thwarting%20U.S.%20efforts,So%20what%20next%3F&text=BRUSSELS%20%E2%80%95%20The%20ink%20is%20barely,%E2%82%AC50%20billion%20to%20Ukraine.">признает</a> издание в статье "€50 млрд ЕС Украине, по сути, ничто". Эта сумма рассчитана до 2027 года.
"Едва просохли чернила на соглашении, как эти 50 млрд превратились в мертвому припарки. <...> ЕС думал, что может полагаться, по крайней мере, на США — что те внесут существенный вклад в поддержание жизнеобеспечения Украины. Но неспособность президента Джо Байдена протолкнуть пакет военной помощи в размере $60 млрд через конгресс ставить разрушенную страну в затруднительное положение, а также кажется предзнаменованием того, что может принести президентство Трампа", — констатирует Politico.
Тем более что МВФ оценивает дефицит финансирования Украины более чем в $40 млрд только в этом году.
"Все это лишь усиливает опасения в кулуарах ЕС по поводу того, что блоку придется взять на себя основную часть расходов Киева", — заключает Politico.
Свежие комментарии