Канцлер Германии Олаф Шольц побывал с визитом в Китае. Он приходил три дня и завершился встречей с главой КНР Си Цзиньпином. Шольц гулял по берегам Янцзы, собирал водородный энергетический модуль, любовался карпами и обсуждал Украину. Подробности - в материале RTVI
<strong>16 апреля канцлер Германии Олаф Шольц встретился в Пекине с председателем КНР Си Цзиньпином.
Переговоры стали кульминацией его трехдневного визита в Китай. Мировые СМИ облетели кадры, на которых лидеры прогуливаются по резиденции Дяоюйтай в прохладе цветущих садов и прудов с карпами. В центре повестки была экономика — но не только. Сообщалось, что немецкий гость попытается "убедить Си меньше поддерживать Россию". RTVI рассказывает, зачем Шольц отправился в Китай, какой план Си изложил по Украине</strong><strong> и прислушаются ли в Пекине к германским советам сократить российско-китайскую дружбу. </strong> <h2>Заводы, берег Янцзы и встречи со студентами</h2> Это уже вторая поездка Шольца в КНР в должности федерального канцлера. В прошлый раз его визит состоялся в ноябре 2022 года, и тогда он был нужен канцлеру, чтобы наладить экономические связи, пострадавшие после пандемии COVID-19. Та поездка вызвала недовольство в рядах Европейского союза — политику Шольца на китайском направлении посчитали слишком самостоятельной.Как и в предыдущий вояж, Шольц отправился к азиатскому партнеру в сопровождении мощной экономической делегации. Так, вместе с канцлером на борту <a href="https://www.chinanews.com/gn/2024/04-15/10198969.shtml">оказались</a> представители автомобильных концернов Mercedes-Benz и BMW, фармацевтической корпорации Bayer, промышленного гиганта ThyssenKrupp и производителя электроники и энергетического оборудования Siemens.
Из федерального правительства его <a href="https://www.globaltimes.cn/page/202404/1310560.shtml">сопровождали</a> три министра — окружающей среды, сельского хозяйства и транспорта.В воскресенье, 14 апреля, борт канцлера приземлился в мегаполисе Чунцин. Это город в центральной части Китая, который относится к муниципалитетам центрального подчинения — как Пекин и Шанхай (можно провести аналогию с Москвой и Санкт-Петербургом, которые считаются городами федерального значения). Чунцин считается одним из центров машиностроения Китая, в который инвестируют и немецкие предприниматели.
Здесь канцлер ФРГ посетил предприятие, созданное немецкой инженерно-технологической компании Bosch и китайским производителем автомобилей премиум-класса Qingling Motors. Совместную компанию <a href="http://epaper.chinadaily.com.cn/a/202404/15/WS661c6c61a310df4030f50d62.html">основали</a> в 2021 году для разработки, сборки и продажи топливных элементов в Китае. На заводе Шольцу <a href="https://russian.news.cn/20240415/b277688e279c4e93baa25e83159c4e04/c.html">рассказали</a>, как Bosch с китайцами разрабатывают водородный двигатель, и под наблюдением технического специалиста канцлер сам собрал водородный энергетический модуль.
<div class="intext-box">
Германия реализует в Чунцине несколько крупных проектов. Немецкий химический концерн BASF инвестировал $114 млн в производство метилендифенилдиизоцианата. Это важный компонент полиуретана — материала, который используют для улучшения свойств изоляции. Он позволяет экономить потребление энергии в зданиях и делать автомобили легче. Производство запустили в 2015 году.
</div> Затем Шольц встретился со студентами Чунцинского университета и прогулялся к реке Янцзы — на ее берегу работает система мониторинга качества воды, разработанная совместно китайскими и немецкими исследователями. <h2>Китайский автопром не страшен</h2> Из Чунцина путь немецкого канцлера лежал в Шанхай, где в понедельник его <a href="https://english.news.cn/20240415/8065f25b4716487189e518df68084ef8/c.html">ждала</a> схожая программа — общение со студентами, посещение заводов. Так, канцлер поговорил с учащимися Университета Тунцзи и съездил посмотреть инновационный центр немецкой химической компании Covestro (входит в крупнейшую немецкую транснациональную корпорацию Bayer).
В Шанхае Шольц сделал знаковое заявление — призвал открыть европейский рынок для китайских автомобилей. Он напомнил о напрасных опасениях европейцев, вызванных приходом в Европу японских и корейских автомобилей несколько лет назад. Многие боялись, что они полностью вытеснят местных производителей. Ну а сейчас такие же опасения появляются из-за экспорта китайского автопрома, особенно электрических авто.
«Нонсенс!», — заявил на это канцлер.
«Сейчас в Германии есть японские автомобили, а в Японии — немецкие», — отметил Шольц. По его словам, «в какой-то момент в Германии и Европе [массово] появятся и китайские автомобили".
"Единственное, конкуренция должна быть честной — чтобы не было демпинга, чтобы не было перепроизводства, чтобы не нарушались авторские права», — заключил глава правительства ФРГ.
<div class="intext-box">
В сентябре 2023 года глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен <a href="https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/speech_23_4426">объявила</a> о начале расследования в отношении производителей электромобилей из КНР. В октябре Еврокомиссия начала процедуру по защите европейского рынка. Согласно <a href="https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=OJ%3AC_202300160">заявлению</a> Брюсселя, экспорт китайских электрокаров в Европу осуществляется с помощью скрытых субсидий, которые автопроизводители получают от государства. Это позволяет им продавать машины по заниженной стоимости, которая перебивает цены европейских заводов.
</div> Кстати, на родине Шольца многие критикуют за еще один крупный проект с китайцами. В июне 2023 года, после двух лет трудных переговоров, Германия все-таки позволила китайскому госконцерну China Ocean Shipping Company (Cosco) приобрести долю у оператора контейнерного терминала в крупнейшем немецком порту — Гамбурге. Правда, изначально Пекин претендовал на 35% акций, но получил в итоге 24,99%. Как бы то ни было, сделка имела стратегическое значение и превратила порт в центр распределения грузопотоков между Азией и Европой. <h2>Берлин — Пекин: все не так гладко?</h2> Впрочем, несмотря на старания Шольца, экономическое сотрудничество ЕС с Китаем все же падает, хотя и медленно. Таким мнением в беседе с RTVI поделился директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.
«Евросоюз в обозримом будущем останется крупнейшим торгово-экономическим партнером Китая. Однако торговля КНР с ЕС падала в 2023 году и продолжила падение в первые месяцы 2024-го. В 2023 году впервые в постсоветской истории возникла ситуация, когда китайский экспорт в Россию превысил китайский экспорт в Германию», — отметил эксперт.
Так что пока о серьезном потеплении в отношениях ФРГ и КНР говорить преждевременно, считает собеседник RTVI. Тем более что "индустриальная политика Китая представляет для ЕС даже большую угрозу, чем для США, ибо ЕС гораздо слабее в области промышленной и инновационной политики".
Детали поездки Шольца чем-то напоминают недавний визит в Китай министра финансов США Джанет Йеллен. «В центре повестки — проблема «второго китайского шока». По сути Китаю указали, что Запад не потерпит попытки наводнить свой рынок китайскими электромобилями и прочим хайтеком, как это было с простыми потребительскими товарами во время «первого шока» в 1990-2000 годах», — признал Кашин.
На самом деле визиты высокопоставленных представителей стран Запада, скорее, вызваны как раз постепенным обострением системных экономический противоречий с Китаем. Развитые экономики находятся под угрозой — у Китая избыточные производственные мощности, а дефляционные тенденции в китайской экономике в сочетании с господдержкой технологического сектора могут привести к взрыву — взрыву китайского экспорта в развитые страны. Вдобавок к этому стоит ожидать и вытеснения американской, европейской и японской продукции с рынков развивающихся стран — на смену может прийти Китай, уверен эксперт.
«Примерно так же, как произошло в России после начала конфликта на Украине, — только не в силу политических факторов, а просто из-за промышленного превосходства Китая. Это может произойти в течение нескольких лет», — пояснил Кашин. Сейчас же западные страны, возможно, предупреждают Пекин о том, как будут реагировать на экономическую экспансию Китая — скорее всего, начнут применять санкции и повышать пошлины.
«Уже сейчас делается попытка ввести этот будущий экономический конфликт в некие рамки», — считает эксперт ВШЭ.
При этом Пекину интересен Берлин не только как экономический партнер, но и как своя «карта» в рукаве, если дело доходит до общеевропейских вопросов. «Германия — не только крупнейшая экономика ЕС, но и ключевой политический игрок в Европе. Китайцы ведут с ней работу с прицелом на это», — объяснил Василий Кашин.
<h2><strong>Встреча с Си: у</strong><strong>держать Китай от "чрезмерной помощи" России</strong></h2> Во вторник, 16 апреля, Олаф Шольц прилетел в Пекин, где у него состоялись две встречи — с премьером Госсовета КНР Ли Цяном и с китайским лидером Си Цзиньпином. Саммит лидеров <a href="https://news.cctv.com/2024/04/16/ARTIlb3um15F8G4rZ3BtWtLU240416.shtml?spm=C94212.P4YnMod9m2uD.ENPMkWvfnaiV.113">прошел</a> в государственной резиденции Дяоюйтай. <a href="https://t.me/daokedao/32685">Полюбовавшись</a> карпами, что обитают в местных прудах, Шольц и Си приступили к переговорам.
Как <a href="http://www.news.cn/politics/leaders/20240416/86a89649e4b74af7b43bcfd36a8ea45f/c.html">сообщило</a> агентство "Синьхуа" по итогам переговоров, Си ожидает от Германии продолжения долгосрочного сотрудничества. Две страны — как «вторая и третья экономики мира» — должны вместе привнести в мир больше «стабильности и уверенности», сказал глава КНР. А потому промышленные цепочки поставок Китая и Германии нельзя разъединять, а сотрудничество между Пекином и Берлином — «это не риск, а гарантия стабильности». Так что стороны решили продолжать диалог по вопросам финансов, изменения климата и "зеленой" экономики.
Олаф Шольц, в свою очередь, заверил коллегу, что ФРГ готова помогать Китаю развивать отношения с ЕС. Его визави тоже выразил уверенность, что между двумя странами нет фундаментального конфликта интересов, и они не выступают угрозой друг для друга.
«Чем более неспокойным становится мир, тем больше обе стороны должны укреплять устойчивость и жизнеспособность отношений», — отметил Си.
Отдельно лидеры ФРГ и КНР обсудили и конфликт на Украине. Си и Шольц выступили против применения ядерного оружия и атак по ядерным объектам гражданского значения (судя по всему, имелась в виду в том числе Запорожская АЭС). <div class="intext-box">
По мнению Си Цзиньпина, всем сторонам нужно как можно скорее заняться восстановлением мира. Он предложил исходить из четырех принципов: <ul> <li>Сосредоточиться на установлении мира, а не преследовать эгоистичные интересы;</li> <li>Остудить ситуацию, а не подливать масла в огонь;</li> <li>Создавать условия для восстановления мира, а не нагнетать конфликт;</li> <li>Уменьшить влияние кризиса на мировую экономику и не ломать цепочки промышленных поставок.</li> </ul> </div> Также Си заявил, что Китай выступает за организацию конференции по урегулированию кризиса, которую одобрили бы и в России, и на Украине. В ней должно быть представлено "равное участие" всех сторон с обсуждением всех возможных вариантов мира. При этом в Пекине до сих пор не говорят ничего определенного о том, поедет ли китайская делегация на конференцию в Швейцарию, которая пройдет 15-17 июня. В Москве от участия в ней уже отказались.
Между тем Олаф Шольц по итогам переговоров в Пекине заявил, что Германия и Китай "будут координировать свои усилия по содействию саммиту по Украине, который организует Швейцария". Он также признался, что попросил китайских коллег оказать влияние на Москву.
"Слово Китая имеет вес в России. Поэтому я попросил председателя Си повлиять на Россию", — написал Шольц в соцети X. Что ответил на это Си, канцлер не уточнил.
Помимо продвижения экономических интересов, Шольц явно приехал договариваться по поводу украинского кризиса, <a href="https://www.wsj.com/world/germany-in-new-push-to-get-china-behind-ukraine-peace-efforts-08e9d754?mod=world_lead_pos2">писала</a> накануне американская газета The Wall Street Journal. Как утверждало издание, немецкий лидер хотел попробовать убедить председателя КНР сократить экономическую поддержку Москвы и "оказать давление на Россию, что она была более уступчивой в переговорах". Также канцлер в разговоре с Си наверняка затронул и более широкое сотрудничество КНР с Россией.
Впрочем, это вовсе не значит, что что Германия надеется на какие-то прорывы на этом направлении, объяснил Кашин. «Все понимают, что Китай не пойдет на ограничение российско-китайского сотрудничества. Вместо этого немцы могут попытаться хотя бы замедлить его, чтобы оно не развивалось слишком быстро», — считает эксперт.
В украинском вопросе европейцы тоже не питают иллюзий, что Пекин изменит свою позицию. «Но это второстепенный аспект визита, который всегда стабильно присутствует в любых контактах западных стран с Китаем после начала конфликта на Украине. Чтобы хотя бы удержать китайцев от чрезмерной активности в помощи России», — заключил Василий Кашин.
Свежие комментарии