На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Телеканал RTVI

372 подписчика

Свежие комментарии

  • Mikhail Stepanov
    Мразь!Петербурженка зая...
  • Malina
    Повесить!!!Петербурженка зая...
  • Владимир Козлов
    Наверное они не знают о книге и фильме, поставленном по ней, которые назывались "Мечеть парижской Богоматери". Там на...В РПЦ возмутились...

«Поставили Россию во главу угла». Что известно о новом школьном учебнике истории

В новых школьных учебниках истории полностью переработан и переписан раздел о 1970-х, 1980-х, 1990-х и 2000-х годах, а также добавлен раздел «с 2014 года до сих пор», включая военную операцию на Украине. Об этом стало известно на презентации, прошедшей в ТАСС.

<strong>В новых школьных учебниках истории полностью переработан и переписан раздел о 1970-х, 1980-х, 1990-х и 2000-х годах, а также добавлен раздел «с 2014 года до сих пор», включая военную операцию на Украине.

Об этом стало известно на презентации, прошедшей в ТАСС. Что известно об учебном пособии — в материале RTVI.</strong>

«Авторы писали буквально своей рукой многое из последнего перечисленного. <...> В учебнике много микроисторий и любопытных фактов», — <a href="https://tass.ru/obschestvo/18461949">рассказал</a> экс-министр культуры, советник президента России и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, который участвовал в создании учебного пособия.

Соавторами учебника также стали ректор МГИМО Анатолий Торкунов и научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

Новое издание начнут использовать с 1 сентября 2023 года. «Прошла апробация, он [учебник] будет во всех школах 1 сентября, уже организована печать, есть заказы от всех регионов», — сообщил министр просвещения России Сергей Кравцов. <h2>Защита в информационной войне</h2> Мединский отметил, что работа над пособием стартовала в апреле 2023 года и велась «в невероятный срок». По его словам, при подготовке к созданию новых школьных учебников по истории Минпросвещения отобрало три лучшие линейки пособий по этому предмету, существовавших к 2023 году, и взяло их за основу, но значительно переработало.

Кравцов <a href="https://t.me/rentv_news/105165">заявил</a>, что новые учебники призваны противостоять информационной войне, которая сейчас развязана против нашей стране. <div class="intext-box">

Ввести единые учебники истории <a href="https://rtvi.com/stories/teper-povsyudu-rossiya-dolg-lyubov-k-rodine-kak-shkolnikov-uchat-patriotizmu/">предложил</a> президент России Владимир Путин, поручив обеспечить школьников пособиями, написанными «хорошим русским языком» и не содержащими «двойных толкований». «Граждане должны знать подлинную историю единения народов, а не околонаучные ангажированные спекуляции на эту тему», — объяснял он.

</div> «Мы строим суверенную, единую национальную систему образования. Президент не раз говорил, что нельзя коверкать историческую память. Фактически мы восстанавливаем единое образовательное пространство. Мы поставили точку в том, каким должен быть учебник истории и кто отвечает [за него]. Отвечает государство», — пояснил глава Минпросвещения, добавив, что на уроках «школьники должны убедиться, как было на самом деле».

Соавтор книги Торкунов в свою очередь отметил, что у разработчиков издания была задача рассказать не только о ХХ веке, но и о современной истории. «Написать про Олимпиаду в Сочи, ЧМ-2018 и не упомянуть СВО было бы чудовищным ханжеством. Об этом сейчас думают все, об этом говорят в каждой семье», — поделился он. <h2>Корешок сшит, обложка твердая, а цена ниже</h2> Это первый учебник для старшеклассников, где синхронизированы курсы истории России и всемирной истории. Он включает в себя четыре книги — «История России» (10-й класс), «Всемирная история» (10-й класс), «История России» (11-й класс) и «Всемирная история» (11-й класс).

Пособие получит статус «единого госучебника по истории», и это актуально, поскольку сейчас в средней школе используется 16 линеек учебников по истории, что «вызывает неразбериху», пояснил Мединский. По его словам, новое издание стало первым в своем роде «после распада СССР» и прошедшим «системное рецензирование многими институтами». <div class="intext-grey">

«Твердая обложка, корешок сшит, а не склеен. Это позволит сделать так, как в советские годы, когда учебник служил в течение пяти лет», — описал издание Мединский.

</div> Кравцов <a href="https://tass.ru/obschestvo/18461975">назвал</a> цену нового учебника — 849 рублей, на 20% дешевле предыдущего издания. «Раньше учебник у нас был с мягкой обложкой, здесь обложка твердая. Дешевле за счет того, что учебник государственный, права принадлежат государству», — пояснил глава Минпросвещения.

По словам Мединского, впервые в школьное учебное пособие интегрированы QR-коды со ссылками на видео — сериалы, фильмы и архивные материалы, которые послужат дополнением к тексту. <h2>Поставили Россию во главе угла</h2> Почти треть нового учебника «История России» для 10-го класса посвящена событиям Великой Отечественной войны, отдельные параграфы уделены истории обороны Москвы, блокады Ленинграда, Сталинградской и Курской битв.

«Мы обновили историю Великой Отечественной войны, показали ее вклад во Вторую мировую войну. Объединили мировую и российскую историю и поставили Россию во главу угла», — поделился Кравцов.

По словам Чубарьяна, «авторы показали вклад России в мировую историю». «Мы акцентируем внимание на мировом контексте современных событий, показываем, какие мировые явления привели к современным событиям», — <a href="https://tass.ru/obschestvo/18462613">рассказал</a> Чубарьян.

По его словам, этот школьный курс — национальная гордость России, поскольку ни в одной стране мира нет такого паритетного изучения национальной и мировой истории.

В частях пособия, посвященных всеобщей истории, значительно увеличены разделы об Азии, Африке, Центральной и Латинской Америке, поскольку «совершенно очевидны изменения современного мира», пояснил академик. В учебник по истории Древнего мира, по его словам, будут добавлены «материалы по истории нашей страны — по Причерноморью, археологическим раскопкам в Сибири и так далее».

В дальнейшем материал учебника будет расширяться за счет описания новых событий, <a href="https://tass.ru/obschestvo/18462207">сообщил</a> Кравцов. «После завершения специальной военной операции, после нашей победы мы еще будем дополнять учебник», — пояснил министр.

<h2>«Революция благосостояния» и «крупнейшая катастрофа»</h2> «Полностью переписанный» раздел о 1970-х, 1980-х и 1990-х годах представляет Советский Союз как «одну из двух самых влиятельных держав в мире», которая «открыла человечеству дорогу в космос и добилась впечатляющих достижений в развитии науки, медицины и образования» благодаря «поступательному развитию экономики» и «достижениям науки и техники».

1960-е годы в учебнике названы «революцией благосостояния», в ходе которой СССР «достиг невиданных высот». В качестве примера интенсивного развития приводится производство холодильников, которые сначала считались предметом роскоши и в 1960 году имелись лишь в четырех из сотни семей, но в 1988 году холодильником владели уже 92 семьи из ста, <a href="https://rg.ru/2023/08/07/ministr-prosveshcheniia-sergej-uvarov-1786-1855-prepodavanie-istorii-est-delo-gosudarstvennoe.html">пишет</a> «Российская газета».

Расцвет страны, как следует из учебника, прервался развалом СССР — по словам Путина, «крупнейшей геополитической катастрофой XX века». Ее виновником названы «архитектор перестройки» Михаил Горбачев» и его политика, в которой «отсутствовал четкий план действий», а реформы не имели шансов на успех из-за «непродуманности и непоследовательности».

Горбачев изображен в учебнике недостаточно компетентным для того, чтобы занимать столь высокую должность: он «плохо ориентировался в проблемах промышленности, армии, ВПК, слабо разбирался в вопросах внешней политики», «никогда не работал на производстве, не руководил стройкой, не был директором крупного завода», а также не обладал опытом министерской работы.

По мысли авторов учебника, из-за некомпетентности Горбачева и его провальных реформ в ходе перестройки уровень жизни в стране «серьезно снизился», и «нараставшие бытовые трудности» постепенно сдвигали общественное сознание «в сторону отрицания социалистического выбора и советской системы».

Власти, неспособные остановить падение экономики, усиленно внушали населению, что все «само собой наладится», если «демонтировать тоталитарный СССР», и тем самым создавали обстановку, схожую с настроем образованного общества накануне Февральской революции 1917 года, утверждается в учебнике.

Его авторы также объясняли растущее недовольство людей эффективной работой иностранной пропаганды, — зарубежного кино и «рекламных журналов», которые создавали привлекательный образ «бытового комфорта», доступного «простым людям в развитых странах Запада».

Авторы пособия возлагают на Горбачева ответственность и за то, что на волне начатой им «демократизации политической системы» произошел всплеск национализма в виде создания «народных фронтов», в которых руководящую роль захватывали «представители националистических и сепаратистских организаций». <h2>Неправильные страницы и неправильные цитаты</h2> <span lang="ru-RU">19 июля «Ведомости» <a href="https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/07/19/985928-starsheklassnikam-budut-obyasnyat-pochemu-nachalas-voennaya-operatsiya">опубликовали</a> статью с анализом главы нового учебника, посвященной военной операции на Украине.</span>

<span lang="ru-RU">На сегодняшней презентации Мединский заявил, что в основу публикации легли «неправильные страницы и неправильные цитаты», в которых «даже названия разделов и параграфов не соответствуют».</span>

<span lang="ru-RU">Он утверждал, что «было штук десять черновиков из издательства», и один из таких черновиков попал в распоряжение «Ведомостей» — но с окончательной версией не совпадает. «Читайте учебник вот этот </span><span lang="en-US">[</span><span lang="ru-RU">представленный на презентации</span><span lang="en-US">]</span><span lang="ru-RU">. Скоро он появится, думаю, в продаже», — посоветовал Мединский журналистам.</span>

<span lang="ru-RU">Однако, как <a href="https://t.me/vedomosti/35357">подчеркивают</a> «Ведомости», использованная при написании статьи копия по тексту полностью совпадает с учебником, представленным на презентации в ТАСС.</span> <h2>«Сделайте выводы сами»</h2> В новом учебнике по истории впервые появился раздел, посвященный периоду после 2014 года и военной операции на Украине. РБК <a href="https://t.me/rbc_news/79509">приводит</a> основные тезисы, которые в него включены.

В начале XXI века Россия надеялась выстроить с Западом «добрососедские» отношения, но США были недовольны ее «усилением», поэтому они спонсировали «откровенную русофобию» в бывших советских республиках, провоцировали конфликты и «цветные революции», пытались разбалансировать российскую экономику и сменить власть, добиваясь «расчленения России и контроля над ее ресурсами».

По замыслу НАТО, Украина предназначалась на роль «главного тарана» против России, поэтому несколько поколений украинской молодежи с 1990-х годов «воспитывались в неприязни к России, на неонацистских идеях». Авторы учебника упоминают «украинский неонацизм», который, по их мнению, представляет собой «озлобленное национальное, языковое, культурное насилие агрессивного меньшинства над большинством».

Запад превратил Украину в «ультранационалистическое государство» с «так называемой» независимостью. Там «жестоко преследуется любое инакомыслие, запрещена оппозиция, а все русское объявлено враждебным», проведен «тотальный снос связанных с СССР памятников» и уничтожено «все так или иначе связанное с Россией».

На протяжении девяти лет Донбасс «поливали кровью», а его жителей называли «террористами» лишь за то, что они «хотели остаться русскими». Ради их защиты и «упредительного обеспечения безопасности России» была начата военная операция, а Запад в ответ «завалил украинский режим деньгами и оружием», а против Москвы ввел «незаконные санкции».

Военная операция сплотила российское общество, ее поддержка выразилась «в сборе подарков для военнослужащих, гуманитарной помощи жителям новых регионов, в настоящем культе гордости за бойцов».

Некоторые бойцы упоминаются персонально — <span lang="ru-RU">например, псковский спецназовец Александр Жихарев. Его история в учебнике изложена так </span><span lang="ru-RU">(цитату приводит </span><span lang="ru-RU">«Агентство»*)</span>: <div class="intext-grey">

<span lang="ru-RU">«Всегда был лучшим. Одним из лучших учеников в школе. Лучшим курсантом <...>. Лучшим по спецдисциплинам. Лучшим в иностранных языках. Лучшим по спорту <...>. Лучшим на привале: писал стихи и песни. После училища он стал командиром лучшего взвода в элитной Псковской бригаде спецназа. И погиб как лучший из героев: в первые же дни СВО в отчаянном бою с превосходящими силами врага его взвод выдержал 10 часов непрерывного штурма и не отступил»</span><span lang="ru-RU">.</span>

</div> Сплоченности россиян противостоит «идеологически прокачанная, оснащенная оружием НАТО, подготовленная по их стандартам армия ВСУ, пополняемая зарубежными наемниками и инструкторами». В ходе боевых действий ВСУ применяют «изуверскую» тактику — оборудуют позиции в жилых кварталах, используя собственное мирное население в качестве «живого щита». «Сделайте из «новой военной тактики Украины» выводы сами», — предлагают авторы учебника школьникам.

Антироссийские санкции названы «абсолютно незаконными», «беспрецедентными по масштабу» и «экономической блокадой в сочетании с прямым воровством активов», а «главным бенефециаром конфликта» — США. При этом авторы учебника утверждают, что попытки изолировать Россию провалились, поскольку «бóльшая часть планеты с пониманием и симпатией относится к курсу, направленному против однополярного мира и его «правил жизни».

<hr />

<em>* внесено Минюстом России в реестр иностранных агентов</em>

 

Ссылка на первоисточник
наверх