На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Телеканал RTVI

370 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Елкин
    Русский Шаповалов будет "мочить" русских за интересы жидовско-бандеровской клики зеленского! Маразм!Зеленский назначи...
  • Владимир Уфимцев
    Дурак этот дуров, оказывается... Ни хрена в людях не разбирается. Додумался, кому доверять.... Разве пидорасу, любите...Дурову разрешили ...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Рожа дауна у этого хохла пидоирасаАктера из Новосиб...

Neuralink Маска разрабатывает чип, способный вернуть слепым зрение

Компания Neuralink миллиардера Илона Маска приступила к работе над чипом, который призван помочь вернуть зрение слепым людям. О работе над революционным изобретением бизнесмен сообщил в собственной соцсети X (бывший Twitter). Предприниматель оставил несколько комментариев под постом австралийского космического журналиста и блогера Маркуса Хауса.

В личном блоге Хаус сообщил о выявлении у своего 14-летнего старшего сына...

<strong>Компания Neuralink миллиардера Илона Маска приступила к работе над чипом, который призван помочь вернуть зрение слепым людям. О работе над революционным изобретением бизнесмен сообщил в собственной соцсети X (бывший Twitter).</strong>

Предприниматель оставил несколько комментариев под постом австралийского космического журналиста и блогера Маркуса Хауса. В личном блоге Хаус сообщил о выявлении у своего 14-летнего старшего сына Алекса дистрофии сетчатки глаза редкого типа CRB1. При таком заболевании постоянно повреждается сетчатка глаза, появляются трудности с восприятием очертаний предметов, ухудшаются восприятие цвета и общие показатели зрения вплоть до полной слепоты. На настоящий момент запущенное заболевание является неизлечимым.

Сын Хауса, по его словам, уже ослеп на один глаз и практически потерял зрение на другом. В своем посте журналист обратился к читателям с просьбой поделиться экспертным мнением по вопросам возможной борьбы с этим заболеванием. На публикацию Хауса откликнулся Илон Маск: "Это слабое утешение, но Neuralink работает над чипом зрения, который будет готов через несколько лет.

Это следующая область нашей работы после налаживания связи человек-машина для тех, кто потерял связь между мозгом и телом. Мы ждем одобрения регулирующих органов".

По словам миллиардера, в перспективе новый глазной чип <a href="https://twitter.com/elonmusk/status/1722114750845182210">превзойдет </a>возможности обычного человеческого зрения и позволит видеть в “различных длинах волн, находящихся вне доступного обычному глазу спектра”.

<span style="font-weight: 400;">О том, чем запомнились остальные проекты Маска и что с ними сейчас — в материале RTVI.</span> <h2><strong>Электромобили Tesla</strong></h2>

О переходе миллионного порога компания по производству электромобилей Tesla сообщила еще в марте 2020 года. На тот момент компания производила машины в течение 12 лет. По <a href="https://insideevs.com/news/687071/tesla-electric-car-production-5million/">материалам</a> портала InsideEVs, 80% произведенных машин из этого миллиона пришлось на период с 2017 по 2020 гг., а шестимиллионный автомобиль следует ожидать примерно в начале 2024 года. Драйвером продаж и самой популярной моделью Tesla остается электрокроссовер Model Y. Портал Greencarreports <a href="https://www.greencarreports.com/news/1140847_tesla-has-made-5-million-evs-globally-the-most-of-any-automaker">отмечает</a>, что при сохранении темпов роста продаж автомобилей компании в 2024 году каждый седьмой электромобиль в мире будет произведен Tesla.

По <a href="https://www.statista.com/statistics/715421/tesla-quarterly-vehicle-production/">данным </a>Statista, с 2020 по 2023 год ежеквартальная производительность фабрик компании увеличилась на 483%, с 82272 до 479700 машин в год соответственно. В январе 2022 года Bloomberg <a href="https://www.bloomberg.com/graphics/2022-tesla-factory-california-texas-car-production/?srnd=premium&sref=LspfQlRv">назвал </a>фабрику Tesla в Фримонте, штат Калифорния самой эффективной в США — в 2021 году на предприятии еженедельно собирали около 8600 автомобилей, больше, чем на любой другой американской автофабрике, включая крупные комплексы автогигантов General Motors, Stellantis и Ford. <div class="intext-box">

Илон Маск — один из самых заметных бизнесменов и ньюсмейкеров XXI века, известный и как эксцентричный новатор-визионер, и как провоцирующая бесконечное количество публичных (а иногда и <a href="https://www.sec.gov/news/press-release/2018-226">правовых</a>) споров фигура. Его невероятно живая активность в приобретенной им же в 2022 г. соцсети Twitter (ныне X) сравнима лишь со столь же кипучей деятельностью на полях управления бизнесом и внедрения инноваций. А ещё он <a href="https://www.forbes.com/profile/elon-musk/?sh=2c7569917999">богатейший </a>человек в мире, имеет десятерых детей, одного из которых <a href="https://www.businessinsider.com/elon-musk-grimes-child-techno-mechanicus-tau-2023-9">назвал </a>в честь вымышленного персонажа, и <a href="https://www.independent.co.uk/news/business/news/how-tesla-boss-elon-musk-works-up-to-100-hours-a-week-a6836461.html">делит</a> рабочее время на сотни 5-минутных тайм-слотов.

Компания Tesla — флагман современного производства электрокаров и самый дорогой автопроизводитель с капитализацией более $811 млрд. на <a href="https://www.bloomberg.com/quote/TSLA:US">момент </a>написания статьи. За 3 года её акции выросли в 20 раз, за 5 лет — в 10. Корпорация разрабатывает, производит и продает одни из самых массовых электромобилей в мире — модели Tesla X, S, Semi и Y. Этим её портфолио, впрочем, не ограничивается. В 2016 году Tesla <a href="https://www.tesla.com/blog/tesla-and-solarcity-combine">приобрела </a>американский эко-энергетический стартап Solar City и занялась производством солнечных панелей.

</div> Торговая марка Model Y была зарегистрирована Tesla еще в 2013 году, а в 2015 Илон Маск внезапно <a href="https://arstechnica.com/cars/2015/10/tesla-model-y-with-falcon-wing-doors-hinted-at-by-elon-musk/">объявил</a>, что у нового кроссовера, находившегося тогда только в стадии разработки, будут задние двери формата “крыло чайки”, как у Model X, другого кроссовера Tesla.

Электрокроссовер Tesla Model Y стал настоящей сенсацией практически сразу после начала серийного производства на фабрике Tesla в Фримонте в первой половине 2020 г. Предварительная цена на старте продаж <a href="https://www.theverge.com/2019/3/14/18264446/tesla-model-y-suv-compact-announcement-price-release-date-features-elon-musk">составляла </a>$47 000 в базовой комплектации. За дополнительные $4-13 000 можно было приобрести соответственно двухмоторную и спортивную модели. И если в 2020 году новый автомобиль <a href="https://www.statista.com/statistics/274927/new-vehicle-average-selling-price-in-the-united-states/">продавался </a>в автосалоне в среднем чуть дешевле $39 000, вследствие чего новая Tesla попадала в премиальный сегмент, то в 2023, согласно официальному сайту автокомпании, базовую версию Model Y <a href="https://www.tesla.com/modely">можно приобрести</a> за $39 390 — правда, лишь “с учетом федерального налогового кредита и сэкономленных на бензине денег”.

Выпуском нового электрокроссовера, способного проехать более 450 км. без подзарядки с максимальной скоростью примерно 240 км/ч, Маск попытался подмять под себя начавшуюся еще в 2018 году американскую моду на кроссоверы (SUV). Издание CNBC со ссылкой на статистику продаж тогда <a href="https://www.cnbc.com/2018/12/04/foreign-carmakers-take-on-us-sedan-market-as-detroit-shifts-to-suvs.html">утверждало</a>, что азиатские и европейские автопроизводители (Audi, Nissan, Toyota и другие) быстро займут освободившийся от седанов GM и Ford американский авторынок. Сделав ставку на скорость, экономичность и безопасность, компания не прогадала — Model Y стала <a href="https://s3-prod-europe.autonews.com/2023-07/ANE_Top_50_by_Model_202306_preliminary.pdf">самым продаваемым</a> электрокаром в Европе за первую половину 2023 года, обойдя гораздо более дешевых конкурентов от Volkswagen и Dacia.

В мировом масштабе, тем не менее, данные существенно разнятся. Американский популярный автожурнал Autoweek <a href="https://www.autoweek.com/news/industry-news/a44600661/is-tesla-model-y-the-worlds-best-selling-car-nope-not-even-close/">запросил </a>у Toyota данные продаж одного из лидеров рынка, модельного ряда Corolla, и обнаружил, что в первой четверти 2023 г. в мире их было продано более 740 000, тогда как совокупные мировые продажи Model 3 и Model Y составляют чуть более 412 000 машин.

Во второй четверти года эта цифра выросла до 446 000, а общая прибыль Tesla увеличилась на 47%. Среди конкурентов кроссовера журнал TopGear <a href="https://www.topgear.com/car-reviews/tesla/model-y">называет </a>схожие модели от Ford, Hyundai, BMW и Mercedes. <h2>Фотоэлектрическая черепица и аккумуляторы для дома</h2>

В составе компания Tesla работает подразделение Tesla Energy. Оно специализируется на массовом производстве солнечных панелей и литий-ионных батарей для домашнего пользования, а также Solar Roof — фотоэлектрической системы в виде черепицы для крыш, позволяющей не только помочь природе, но и сэкономить на электроэнергии для дома. Панели и черепица подключаются к мобильному приложению, отслеживающему выработку энергии в реальном времени и предоставляющему аналитику по ее использованию. Дополнить собственное производство электричества можно батареей Powerwall или Powerwall+ — обе версии имеют одинаковую емкость, однако у второго варианта присутствует специальный инвертор, превращающий батарею в подобие источника бесперебойного питания. Согласно <a href="https://www.statista.com/statistics/821998/revenue-of-tesla-energy-generation-and-storage/">исследованию </a>Statista, только за 2020 — 2022 гг. энергетическое подразделение Tesla заработало более $8,5 млрд, тогда как приобретение Solar City обошлось компании в $2,6 млрд.

Тем не менее, чудо-крыша оказалась куда менее популярна, чем традиционные солнечные панели Tesla. CNBC со ссылкой на исследование Wood Mackenzie <a href="https://www.cnbc.com/2023/03/30/tesla-has-installed-3000-solar-roof-systems-in-the-us-study-finds.html">утверждал</a>, что на момент марта 2023 г. произведено лишь 3 000 установок Solar Roof, с общей выработкой 30 МВт, тогда как все обычные панели Tesla за 2022 г. выработали 248 МВт. Tesla Solar, правда, с такой аналитикой <a href="https://twitter.com/TeslaSolar/status/1641555145812242432">не согласилась</a>. <h2>Спорный тягач</h2> Полностью электрический грузовик Tesla Semi Маск <a href="https://finance.yahoo.com/news/tesla-semi-unveiled-with-tri-motor-setup-megawatt-charging-tech-121619247.html">представил</a> на пресс-конференции автопроизводителя еще в 2017 году, однако заказчикам (в частности, PepsiCo) первые модели <a href="https://www.theverge.com/2022/12/1/23488040/tesla-semi-delivery-event-electric-truck-elon-musk">поступили </a>только в 2022 году. Всему виной ограничения, наложенные пандемией COVID-19, до эпидемии начать серийное производство планировали еще в 2019 году.

Тогда на презентации Маск объявил новый тягач едва ли не самым лучшим в мире, превосходящим по характеристикам даже классические дизельные модели. Обещали 500 миль (примерно 800 км) максимальной дальности поездки без подзарядки, зарядку до 80% процентов менее чем за полчаса, огромное количество сенсоров, дополняющих традиционные обзорные зеркала и стекла, специальные аналитические системы для логистических компаний и даже продвинутый автопилот. Чтобы дойти с 0 до 100 км/ч Semi хватало всего лишь 20 секунд при загрузке в 36 тонн, что является крайне впечатляющим для грузовика — для сравнения, большинству стандартных дизельных тягачей на это требуется в среднем <a href="https://www.carscoops.com/2022/10/tesla-semi-shows-off-impressive-acceleration-in-new-videos/">более минуты</a>.

В 2017 году Tesla явно стремилась обогнать конкурентов на рынке электрогрузовиков. К тому моменту было известно как минимум о четырех прототипах: от <a href="https://www.forbes.com/sites/joannmuller/2017/08/29/take-that-tesla-diesel-engine-giant-cummins-unveils-heavy-duty-truck-powered-by-electricity/?sh=6161f38f78f1">Cummins</a>, <a href="https://www.theverge.com/2017/10/12/16461412/toyota-hydrogen-fuel-cell-truck-port-la">Toyota </a>(на водородном топливе), <a href="https://electrek.co/2017/10/25/daimler-heavy-duty-electric-truck-concept/">Daimler </a>и <a href="https://www.volvogroup.com/en/news-and-media/news/2017/feb/news-2476234.html">Volvo</a>, причем модель от Toyota уже возила грузы в порту Лос-Анджелеса.

Спустя пять лет стало ясно, что восторгов от водителей Semi не снискал. Региональная газета штата Вайоминг Cowboy State Daily приводила в 2022 году слова нескольких дальнобойщиков штата о <a href="https://cowboystatedaily.com/2022/12/07/electric-aint-gonna-work-long-haul-truckers-in-wyoming-not-fans-of-tesla-semi/">несостоятельности </a>большегруза Tesla. Недовольные водители прежде прочего отмечали необходимость использования исключительно специальных зарядных станций Megacharger, являвшимися редкостью на дорогах США. Необходимость самой зарядки грузовика уже стала сама по себе проблемой: “В день я порой проезжаю 800 миль (около 1300 км) и заряжать машину по полчаса каждые 400 миль просто неэффективно”, “При моих поездках до 1800 миль заряжаться 4-5 раз это кошмар”, “Мой босс не позволит мне тратить столько времени на это” — вот лишь часть тех оценок грузовика, которые приводит Cowboy State Daily.

Перевод же всех грузовиков в США на электродвигатели в ближайшее время скорее всего осуществим только на бумаге, так как для постоянного обеспечения зарядных станций энергией потребуется 504 ТВт⋅ч/год, <a href="https://www.utilitydive.com/news/electrifying-us-long-haul-trucks-will-require-504-twh-a-year-but-that-won/636684/">подсчитал </a>портал Utility Dive. Согласно <a href="https://www.eia.gov/energyexplained/electricity/electricity-in-the-us.php">данным</a> Управления энергетической информации США (EIA), в 2022 году все атомные электростанции США сгенерировали 772 ТВт⋅ч.

Tesla по-видимому сочла такие условия вызовом и в январе этого года <a href="https://www.tesla.com/blog/continuing-our-investment-nevada">анонсировала</a> строительство двух крупномасштабных фабрик в Неваде общей стоимостью $3,6 млрд, на одной из которых будет запущено массовое производство Semi. <h2>Гигафабрики</h2> Для сборки большого количества хай-тек продукции нужны большие фабрики. Ответом Маска на растущую потребность компании в капитале и инвентаре выступили гигафабрики — многокилометровые индустриальные комплексы, расположенные в ключевых регионах Азии, США и Европы — в Шанхае, Техасе, Калифорнии, Нью-Йорке и Берлине.

Постройка первой гигафабрики в округе Стори, Невада, началась еще в 2014 году. Первоначальные инвестиции составили $3,5 млрд., и уже тогда Tesla <a href="https://www.tesla.com/blog/continuing-our-investment-nevada">планировала</a>, что одна лишь эта фабрика соберет литий-ионных аккумуляторов на 35 ГВт-ч — больше, чем весь мир за 2013 год.

Штат Невада <a href="https://www.reuters.com/article/tesla-gigafactory-idUSL1N0R539320140905">обещал </a>предоставить компании Маска 20-летнее снижение налогов общей суммой в $1 млрд., а местная газета Reno Gazette Journal, описывая сделку, <a href="https://www.rgj.com/story/news/2014/09/13/art-tesla-deal-nv-won-gigafactory/15593371/">назвала </a>ее “историческим событием” и “наградой, высеченной в литии”. Рассказывая о хронологии переговоров, издание отметило большую роль главы индустриального парка Тахо-Рено Лэнса Гилмана и директора экономического отдела губернаторской администрации Стивена Хилла в принятии Маском решения в пользу Невады. Не <a href="https://www.usatoday.com/story/money/cars/2014/09/04/tesla-gigafactory-reno/15095411/">оставил </a>без внимания Маск и тогдашнего губернатора Невады, республиканца Брайана Сэндовала, поблагодарив его за “проявленное в переговорах лидерство”.

Как утверждало CNBC, одним из решающих факторов, помимо объема субсидий, <a href="https://www.cnbc.com/2014/09/05/nevada-wins-tesla-gigafactory-but-at-what-cost.html">стала </a>и “упрощенная бюрократическая система” Невады, позволявшая как можно скорее запустить столь большое производство.

По данным USA Today, в число прочих потенциальных локаций для фабрики, которые тогда рассматривала Tesla, входили также Аризона, Нью-Мексико и Техас.

После затеянного в 2023 году <a href="https://history-computer.com/just-how-big-is-teslas-gigafactory-in-nevada/">расширения </a>(за девять лет титанических размеров производство не было полностью достроено) гигафабрика будет не только <a href="https://www.theverge.com/transportation/2018/11/30/18118451/tesla-gigafactory-nevada-video-elon-musk-jobs-model-3">собирать </a>более 60% мировой емкости аккумуляторов, но и производить компоненты для тягачей Tesla Semi, 50 000 которых <a href="https://electrek.co/2022/10/20/tesla-semi-ramp-50000-electric-trucks-per-year/">планируют </a>собирать на техасской гигафабрике за год.

Широкий медийный отклик вызвало и открытие в 2022 году четвертой по счету гигафабрики неподалеку от Берлина в местечке Грюнхайде. Сейчас на ней собирают преимущественно Model Y, а также производят трансмиссии и аккумуляторы для других моделей Tesla.

Ведущие немецкие издания крайне положительно оценили последствия строительства столь крупного производства именно в Германии. Почему?

Во-первых, экологичность. Премьер-министр федеральной земли Брандебург социал-демократ Дитмар Войдке особо <a href="https://www.spiegel.de/wirtschaft/unternehmen/warum-elon-musk-sich-fuer-gruenheide-entschieden-hat-a-1296290.html">отметил </a>“зеленый” характер фабрики Tesla, ставший одним из ключевых факторов в выдаче компании разрешения на строительство.

Во-вторых, инфраструктура. В январе 2023 года на гигафабрике работало более 9500 человек, приезжавших на работу в основном из Берлина и окрестных городков Бранденбурга в 60 минутах езды от производства. “Нам надо построить гигаинфраструктуру, чтобы соответствовать гигафабрике”, <a href="https://www.berliner-zeitung.de/wirtschaft-verantwortung/beermann-tesla-ansiedlung-braucht-giga-infrastruktur-li.311856">передает</a> слова министра транспорта Брандербурга Гвидо Беерманна Berliner Zeitung. В планах — строительство логистического терминала близ фабрики с бюджетными субсидиями, нескольких железнодорожных грузовых станций, и ввод в эксплуатацию уникального шаттла-поезда Tesla от города Эркнер до гигафабрики.

Журнал Cicero еще в 2020 г. <a href="https://www.cicero.de/wirtschaft/tesla-gruenheide-jobs-brandenburg-buergerinitiative">прочил </a>Бранденбургу “новое промышленное будущее с множеством рабочих мест”. Инвестиции Tesla стали самыми большими иностранными вложениями в экономику восточной части Германии со времен объединения, а на открытии фабрики присутствовали канцлер ФРГ Олаф Шольц и министр экономического развития Роберт Хабек, <a href="https://www.tagesschau.de/wirtschaft/technologie/brandenburg-gruenheide-autovalley-tesla-101.html">писало </a>Tagesschau в марте 2023 года.

В-третьих, привлечение сопутствующего бизнеса. Вслед за электромобилями на менее развитый немецкий восток потянулись и смежные производства. В июне 2023 года гигант немецкого химпрома BASF <a href="https://www.basf.com/ru/ru/media/news-releases/2014/05/p-14-238.html">открыл </a>в Шварцхайде катодную фабрику с плановой мощностью в 400 000 комплектов компонентов для электромобилей в год. Mercedes-Benz в 2022 году <a href="https://mercedes-benz-jawor.com.pl/en/mercedes-benz-achieves-next-milestone-in-raw-materials-procurement-for-ev-ramp-up/">подписал </a>соглашение с канадским стартапом Rock Tech о строительстве химзавода по производству гидроксида лития, важного компонента для батарей в городе Губен на немецко-польской границ.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2019 году <a href="https://www.oecd-ilibrary.org/sites/b60e2b76-en/index.html?itemId=/content/component/b60e2b76-en">отметила </a>отставание Брандебурга от остальной Германии в части развития сектора хай-тек производств почти в два раза (8% и 16%). Уже в 2023 г. Бранденбург стал одним из лидеров по росту внутреннего валового продукта (ВВП) среди федеральных земель ФРГ, и Tesla сыграла в этом решающую роль, <a href="https://www.tesmanian.com/blogs/tesmanian-blog/tesla-brings-brandenburg-to-first-place-in-terms-of-economic-growth-in-germany">пишет </a>Tesmanian со ссылкой на немецкую Федеральную службу статистики.

К апрелю 2023 года спрос на Model Y возрос настолько, что Tesla запустила на берлинской фабрике третью, а затем и четвертую смены, <a href="https://insideevs.com/news/660565/tesla-giga-berlin-fourth-shift/">пишет </a> Insideevs со ссылкой на rbb24 . К тому моменту завод собирал 5 000 машин в неделю, что равняется 250 000 автомобилей в год. В планах у Маска — <a href="https://insideevs.com/news/657598/tesla-1-million-evs-year-germany-no-extra-water/">расширение </a>производства до уровня 1 000 000 авто/год. <h2>Частное освоение космоса</h2> SpaceX точно не была первым детищем Маска, но за 22 года стала одним из его самых приоритетных. Начавшаяся с <a href="">“плевка российского ракетостроителя”</a> (этот эпизод неоднократно описывал партнер Маска Джим Кэнтрелл) компания первоначально получила $100 млн из тех 175, что Маск выручил от продажи своей финтех компании PayPal аукциону eBay. Надо заметить, что в отличие от Tesla, SpaceX не проводила размещение акций на бирже и остается частной компанией, закрытой для широкого инвестора — можно сказать, что это один из наиболее личных проектов бизнесмена. Сам он в майском интервью CNBC <a href="https://www.cnbc.com/2023/05/23/elon-musk-splits-time-across-spacex-tesla-and-twitter-heres-how.html">сказал</a>, что его “длинные дни в равной доле разделены между SpaceX, Tesla и Twitter”.

После неудачных переговоров с российскими и европейскими ракетостроителями в начале нулевых, Маск решил сам взяться за постройку космической компании, способной самостоятельно производить и собирать ракеты совершенно нового типа, хотя его друзья и коллеги были против, <a href="https://www.esquire.com/news-politics/a16681/elon-musk-interview-1212/">вспоминал</a> другой партнер Маска Адео Ресси в разговоре с журналом Esquire. Тогда предприниматель был одержим идеей полета человека на Марс, и можно смело сказать, что за пару десятилетий ничего не изменилось — в <a href="">интервью </a>главе проекта TED Крису Андерсону в апреле 2022 г. бизнесмен рассказал о планах к 2050 г. отправить на Марс миллион человек.

В 2006 году компания начала сотрудничество с NASA, получив от них $278 млн финансирования на запуск первой ракеты Falcon One, который по итогу <a href="https://www.esquire.com/news-politics/a16681/elon-musk-interview-1212/">провалился</a>. Дополнительное финансирование от правительства в размере $1,6 млрд было <a href="https://www.nasaspaceflight.com/2008/12/spacex-and-orbital-win-huge-crs-contract-from-nasa/">получено </a>в декабре 2008 года, тогда компания выиграла тендер на выполнение программы по доставке орбитальных грузов в рамках 12 миссий. Тогда SpaceX использовали двухступенчатую ракету Falcon 9 с универсальным модулем Dragon. SpaceX тогда обошла таких мастодонтов аэрокосмической индустрии, как Boeing, Lockheed Martin и ATK.

В 2013 году SpaceX стала первой частной компанией, <a href="http://www.ses.com/4629034/ses-8">запустившей </a>спутник на геостационарную орбиту, а уже в декабре 2015 была успешно возвращена первая ступень Falcon 9, что стало настоящим прорывом в космонавтике — еще никто не возвращал бустерную часть ракеты в рабочем состоянии обратно на Землю. При этом всего за несколько месяцев до эпохального 20-го полета грузовая Falcon 9 <a href="https://www.reuters.com/article/space-spacex-launch-idUSKCN0P80NT20150629">взорвалась </a>в атмосфере. Незадолго до катастрофы SpaceX <a href="https://www.wsj.com/articles/boeing-and-spacex-share-6-8-billion-in-nasa-space-taxi-contracts-1410904245">получила </a>государственный контракт стоимостью $2,6 млрд на модернизацию модуля Dragon с целью доставки американских астронавтов на МКС.

Последние несколько лет фактически стали чередой успехов для космического проекта Илона Маска. Новости формата “SpaceX <a href="https://www.space.com/spacex-starlink-launch-group-5-9">запустила </a> 56 спутников Starlink и посадила ракету на морскую платформу” появляются все чаще.

Проект построения глобального (и быстрого) спутникового интернета сыграл неожиданную роль в украинском конфликте: в феврале 2022 года Маск <a href="https://www.reuters.com/technology/musk-says-starlink-active-ukraine-russian-invasion-disrupts-internet-2022-02-27/">поддержал </a>просьбу украинских официальных лиц снабдить страну терминалами Starlink на фоне проблем с интернет-соединением. В августе этого года к МКС <a href="https://lenta.ru/news/2023/08/22/crew7/">отправилась </a> уже седьмая по счету пилотируемая миссия корабля Crew Dragon с четырьмя космонавтами на борту, а 2o апреля <a href="https://www.space.com/spacex-starship-flight-test-whats-next">состоялся </a>первый в истории тестовый полет сверхтяжелого корабля Starship.

На июнь 2023 года оценка стоимости SpaceX относительно цены акции на очередном раунде вторичной продажи акций <a href="https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-06-23/spacex-tender-offer-said-to-value-company-at-about-150-billion#xj4y7vzkg">составила </a>$150 млрд, <a href="https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-06-23/spacex-tender-offer-said-to-value-company-at-about-150-billion#xj4y7vzkg">сообщал </a>Bloomberg. В июле источники CNBC <a href="https://www.cnbc.com/2023/07/13/elon-musk-spacex-near-150-billion-valuation.html">подтвердили </a>такую капитализацию, указав на подорожание акций с $77 до $81. Сам бизнесмен в интервью изданию <a href="https://twitter.com/i/spaces/1OyJAVEdkMaxb?s=20https://twitter.com/i/spaces/1OyJAVEdkMaxb?s=20">отказался </a>комментировать эти цифры по “юридическим причинам”. <h2>Нейронные нити</h2> В 2017 году Wall Street Journal со ссылкой на неназванных источников <a href="https://www.wsj.com/articles/elon-musk-launches-neuralink-to-connect-brains-with-computers-1490642652">объявил </a>о том, что Илон Маск запустил и профинансировал компанию Neuralink, которая будет заниматься разработкой вживляемых “нейронных нитей”, в перспективе позволяющих расширить возможности человеческого мозга. Компания тогда наняла ряд ведущих ученых в сфере нейронаук: к примеру, профессора Бостонского университета Тимоти Гарднера, известного экспериментами по вживлению электродов в мозги птиц. В июне того же года Маск <a href="https://www.ibtimes.co.uk/neuralink-new-elon-musk-company-wants-supercharge-our-brains-before-computers-leave-us-behind-1614054">заявил</a>, что “возможности человеческого тела и разума по вводу информации сильно ограничены физически”, и что “необходимо увеличить пропускную способность мозга”. В интервью медиа Axios на стриминговой сети HBO Маск <a href="https://www.hbo.com/axios/videos/axios-elon-musk-neuroscience">раскрыл </a>этот тезис, акцентировав внимание на “опасности уничтожения человечества искусственным интеллектом” и необходимости упреждения этого путем “симбиоза ИИ и человеческого разума”. <blockquote>“Все могут стать суперумными … в течение десяти лет. По большому счету, смартфон, часы, компьютер уже стали частью вас самих и вашего разума” — добавил тогда предприниматель.</blockquote> А в сентябре 2023 года после закрытого <a href="https://finance.yahoo.com/news/rivals-elon-musk-and-mark-zuckerberg-set-to-appear-in-dc-to-discuss-a-shared-interest-ai-095341300.html">совещания </a>в Сенате Маск и вовсе <a href="https://finance.yahoo.com/news/elon-musk-perhaps-a-department-of-ai-needed-to-keep-artificial-intelligence-safe-230129815.html">призвал </a>правительство Соединенных Штатов к государственному надзору в сфере искусственного интеллекта вплоть до создания “Департамента ИИ”

Еще в 2016 году на Code Conference Маск <a href="https://www.vox.com/2016/6/2/11837544/elon-musk-neural-lace">заявил</a>, что “если никто не сумеет заняться нейронными нитями, то это сделаю я”.

Концепция нейронных нитей появилась в книгах у шотландского фантаста Иэна Бэнкса и представляла из себя “сеть, растущую вместе с вашим мозгом, беспроводной интерфейс мозг-машина”. В 2015 году группа ученых опубликовала в журнале Nature Nanotechnology <a href="https://www.nature.com/articles/nnano.2015.115">статью </a>“Электроника, вводимая с помощью шприца”. В комментарии Smithsonian Magazine один из соавторов исследования, нанотехнолог из Гарварда Чарльз Либер, <a href="https://www.smithsonianmag.com/science-nature/flexible-circuit-has-been-injected-living-brains-180955525/">отметил</a>, что ученые пытались “стереть грань между электронными и нейронными схемами”. По мнению специалистов, технология может использоваться для мониторинга мозговой активности, лечения нейродегенеративных заболеваний (например, паркинсонизма) и даже расширения способностей мозга.

В 2019 году Маск провел большую <a href="https://www.youtube.com/watch?t=5405&v=r-vbh3t7WVI&feature=youtu.be">презентацию </a>проекта, внезапно заявив, что в ходе эксперимента обезьяна смогла с помощью мозгового импланта контролировать компьютер и совершать на нем определенные действия. Сотрудники проекта отдельно <a href="https://www.nytimes.com/2019/07/16/technology/neuralink-elon-musk.html?login=email&auth=login-email">заявили </a>в интервью NYT о планах использовать лазер для имплантации нитей, нежели чем сверлить отверстия в черепе.

Логичным шагом стал бы переход от экспериментов над обезьянами к опытам над добровольцами-людьми. Администрация по контролю за оборотом лекарственных средств и пищевых продуктов США (FDA), главный регулятор в медицинской сфере, первоначально <a href="https://www.forbes.com/sites/dereksaul/2023/03/02/fda-rejected-musks-bid-to-test-brain-chip-implants-in-humans-report-says/?sh=4531aca1255c">отклонила </a>заявку компании на эксперименты над людьми, однако уже в мае 2023 года<a href="https://www.cnbc.com/2023/05/25/elon-musks-neuralink-gets-fda-approval-for-in-human-study.html"> дала согласие</a> на проведение клинического инвазивного исследования.

Предполагаемый эксперимент продлится шесть лет, о наборе добровольцев <a href="https://www.theverge.com/2023/9/19/23880861/neuralink-human-clinical-trial-n1-implant">объявили </a>в середине сентября 2023 года. Как следует из <a href="https://neuralink.com/blog/first-clinical-trial-open-for-recruitment/">официального объявления</a> на сайте компании, его участниками станут полностью парализованные пациенты возрастом от 22 лет с обязательным наличием “надежного и последовательного опекуна”. Добровольцы будут тщательно исследоваться специалистами 18 месяцев, затем им установят интерфейс мозг-компьютер и проведут серию тестов, после чего на протяжении последующих пяти лет разработчики посетят пациента еще 20 раз. <h2>Тесла в конце тоннеля</h2> На сайте компании Tesla до сих пор <a href="https://www.tesla.com/blog/hyperloop">размещена</a> доработанная Маском идея трехсотлетней давности о скоростных поездах в вакууме. Технология получила название Hyperloop и предполагает безопасное, быстрое и дешевое перемещение специальных капсул в вакуумных тоннелях, где они разгоняются до скорости 1200 км/ч при помощи магнитного поля, используя вместо колес воздушную подушку с периодическими “бустами” от электродвигателя.

Как пишет в концепции сам Илон Маск, на разработку проекта Hyperloop его побудила калифорнийская “скоростная” железная дорога, которую он назвал “одной из самых дорогих и при этом самых медленных”. Капсулы Hyperloop должны были стать пятым видом транспорта после кораблей, самолетов, поездов и машин, покрывая расстояния до 1500 км — на большие дистанции, по мнению бизнесмена, должны летать такие же быстрые и дешевые сверхзвуковые самолеты.

<a href="https://twitter.com/elonmusk/status/810108760010043392">Опубликовав </a>в 2016 году твит о том, что его “свели с ума пробки и он планирует взять машину и начать бурить”, Маск через полгода основал Boring Company и дал старт бурильным работам около штаб-квартиры SpaceX в городе Хоуторн, Калифорния. Через два года тоннель длиной 1,8 км и стоимостью чуть менее $10 млн был открыт. <a href="https://arstechnica.com/cars/2018/12/ars-takes-a-first-tour-of-the-length-of-the-boring-companys-test-tunnel/">Поехали </a>по нему, правда, не высокоскоростные капсулы, а автомобили Tesla, которыми, помимо прочего, надо было <a href="https://www.theverge.com/2018/12/19/18148061/boring-tunnel-test-drive-hawthorne-tesla-elon-musk">управлять</a>. “Тоннель в никуда” — так охарактеризовал завершение проекта новостной портал Vox.

Маск пообещал построить еще несколько подобных тоннелей, но уже на десятки станций и миль, в других городах США, включая Лас Вегас и Чикаго.

Однако реальность оказалась не столь оптимистичной, какой ее <a href="https://www.boringcompany.com/vegas-loop">рисует </a>сайт Boring Company. Тестовый тоннель Hyperloop в Калифорнии был <a href="https://www.theverge.com/2022/11/3/23438755/elon-musk-hyperloop-tunnel-spacex-remove-parking-lot">разобран </a>в 2022 году, а проекты Loop (такое название получили тоннели с автомобилями Tesla) в Лос Анджелесе и Мэриленде встретились с массой бюрократических и технических проблем задолго до начала непосредственного бурения.

Крайне амбициозный проект магистрали Балтимор-Нью-Йорк был в итоге <a href="https://www.washingtonpost.com/local/trafficandcommuting/elon-musk-hyperloop/2021/04/16/b340314e-9edd-11eb-9d05-ae06f4529ece_story.html">удален </a>с сайта Boring Co. в апреле 2021 года. Открытие тоннеля в Лос-Анджелесе планировалось на 2022 год, однако строительство все еще <a href="https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-07-23/elon-musk-s-dodger-stadium-tunnel-was-supposed-to-be-ready-by-opening-day?sref=4TStDRR2">продолжается </a>без каких-либо серьезных комментариев со стороны представителей Boring Co. и властей.

Актуальным, судя по всему, остается только масштабный проект на 69 станций в Лас-Вегасе, по поводу эффективности которого транспортными экспертами <a href="https://www.theverge.com/2023/5/4/23711032/elon-musk-boring-company-vegas-loop-expansion-tunnel">высказывается </a>сильный скептицизм, включая нереалистичную скорость трафика, которые обещает компания. Пока <a href="https://www.lvcva.com/vegas-loop/">сданы </a>только два тоннеля общей длиной почти 13 км, с помощью которых жители и гости города могут перемещаться по Лас-Вегасскому конференц-центру.

Тем не менее, поскольку патентовать технологию Hyperloop Маск не стал, оригинальную концепцию продолжают развивать другие другие компании — в частности, Hyperloop One, <a href="https://www.engadget.com/virgin-hyperloop-one-name-change-221202324.html?guccounter=1">ранее входившая</a> в группу компаний Virgin миллиардера Ричарда Брэнсона и с 2022 года <a href="https://www.businessinsider.com/virgin-hyperloop-layoffs-passenger-travel-cargo-transport-2022-2">фокусирующаяся </a>на грузоперевозках. Получив более $450 млн инвестиций от различных венчурных фондов, компания еще в 2017 году <a href="https://www.theverge.com/2017/7/12/15958224/hyperloop-one-first-full-system-test-devloop">провела </a>первые тестовые запуски с максимальной скоростью в 112 км/ч, что существенно меньше концептуальных показателей. Сайт компании на момент написания статьи обещал “скоро обновиться” и представлял из себя логотип компании с интерактивной 3D-моделью грузовой капсулы.

 

Ссылка на первоисточник
наверх