Американские военные хотят разработать свой тяжелый транспортный экраноплан, способный быстро перебрасывать десантную технику и солдат на большие расстояния, сообщили в оборонном агентстве DARPA. Превзойдет ли он по характеристикам знаменитый советский экраноплан "Каспийский монстр", пока не ясно.
<strong>Американские военные хотят разработать свой тяжелый транспортный экраноплан, способный быстро перебрасывать десантную технику и солдат на большие расстояния.
Превзойдет ли он по характеристикам знаменитый советский экраноплан "Каспийский монстр", пока не ясно, но известно, что планируется разрабатывать одновременно два проекта, <a href="https://www.darpa.mil/news-events/2023-02-01">сообщили</a> в оборонном агентстве DARPA.</strong><span lang="ru-RU">Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США</span> <span lang="ru-RU">(</span><span lang="en-US">DARPA</span><span lang="ru-RU">) заключило два контракта с двумя американскими компаниями на разработку тяжелого экраноплана, который в будущем смог бы перебрасывать военные грузы массой от 100 тонн на расстояние 12 тысяч километров. </span>
<span lang="ru-RU">Компании </span><span lang="ru-RU">General Atomics и Aurora Flight Sciences параллельно займутся проектированием двух разных летательных аппаратов в рамках программы Liberty Lifter по созданию ги</span><span lang="ru-RU">д</span><span lang="ru-RU">росамолета большой дальности, способного летать на сверхмалых высотах. </span>
<span lang="ru-RU">Созданные демонстраторы по грузоподъемности должны будут соответствовать американским военно-транспортным самолетам C-17 Globemaster III.
Техническое задание предполагает способность аппаратов </span><span lang="ru-RU">садиться и взлетать</span><span lang="ru-RU"> с водной поверхности при четырехбалльном волнении моря ( высота волн 1,25 — 2,5 </span><span lang="ru-RU">м</span><span lang="ru-RU">), </span><span lang="ru-RU">уверенно производить операции на поверхности моря при волнении в 5 баллов (2,5-4,0 м)</span><span lang="ru-RU">. А</span><span lang="ru-RU">ппараты должны иметь повышенную дальность полета у поверхности моря </span><span lang="ru-RU">на высоте до 30 метров </span><span lang="ru-RU">за счет экранного эффекта и способность продолжать уверенный полет на высотах до 3 километров над уровнем моря. </span><span lang="ru-RU">«Мы рады начать эту программу и работать с обеими командами-исполнителями, поскольку они готовы к началу проектирования конструкции в рамках первой фазы, — заявил руководитель проекта </span><span lang="ru-RU">Liberty Lifter в DARPA </span><span lang="ru-RU">Кристофер Кент</span><span lang="ru-RU">. — </span><span lang="ru-RU">Обе команды выбрали совершенно различные подходы, что даст нам возможность изучить довольно широкое пространство решений». </span> <div> <dl id="attachment_203723"> <dt></dt> <dd>darpa.mil</dd> </dl> </div> <span lang="ru-RU">Компания General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI), которая будет разрабатывать свой проект в сотрудничестве с фирмой Maritime Applied Physics Corporation, получила контракт от Минобороны США стоимостью </span><span lang="en-US">$</span><span lang="ru-RU">8 млрд в ноябре.</span>
<span lang="ru-RU">«GA-ASI </span><span lang="ru-RU">обязуется разработать проект транспортного самолета, способного доставлять тяжелые грузы и использовать для этого экранный эффект, чтобы произвести революцию в способах переброски армии завтрашнего дня. Наш опыт в создании морских летательных аппаратов, включая беспилотники MQ-9B SkyGuardian и SeaGuardian поможет расширить возможности Liberty Lifter и портфель наших проектов транспортных самолетов</span><span lang="ru-RU">», — </span><span lang="ru-RU"><a href="https://www.ga.com/ga-asi-selected-by-darpa-to-support-liberty-lifter-program">говорится</a> в сообщении компании. Заключенный контракт предусматривает шесть месяцев разработки основного дизайна и в случае успеха — еще 12 месяцев проектирования и подготовки к производству, на что будет выделено еще до </span><span lang="en-US">$</span><span lang="ru-RU">29 млн. </span>
Компания выбрала двухфюзеляжную конструкцию экраноплана со средним расположением крыла для повышения его стабильности и мореходности. В движение экраноплан будут приводить 12 турбовальных двигателей, расположенных у задней кромки крыла.
<span lang="ru-RU">Проект </span><span lang="ru-RU">второго подрядчика, </span><span lang="ru-RU">компании </span><span lang="ru-RU">Aurora Flight Sciences, </span><span lang="ru-RU">имеет дизайн, более напоминающий традиционные гидросамолеты: один фюзеляж, верхнее расположение крыла и приводится в движение восемью тянущими турбовинтовыми двигателями </span> <span lang="ru-RU">у передней кромки крыла. </span>
<span lang="ru-RU">«</span><span lang="ru-RU">В проекте будет использоваться надежная адаптивная система управления, позволяющая справляться с трудностями при посадке и взлете с поверхности моря и при полете на малых высотах с уклонением от волн и препятствий</span><span lang="ru-RU">», — </span><span lang="ru-RU"><a href="https://www.aurora.aero/2023/02/01/aurora-flight-sciences-to-design-revolutionary-seaplane-for-darpa-liberty-lifter-program/">сообщили</a> в компании.</span> <div> <dl id="attachment_203724"> <dt></dt> <dd>darpa.mil</dd> <dd></dd> <dd><a name="firstHeading"></a><span lang="ru-RU">Эксперты обратили внимание, что его конструкция напоминает экраноплан Pelican — неосуществленный проект компании </span><span lang="en-US">Boeing, </span><span lang="ru-RU">разрабатывавшийся 20 лет назад в США.</span></dd> </dl> </div> Согласно контракту, оба подрядчика должны разработать летательные аппараты, способные перевозить два бронетранспортера-амфибии ACV-P или же брать на борт шесть 20-футовых контейнеров.
<span lang="ru-RU">Экранным эффектом называют резкое увеличение подъемной силы крыла летательного аппарата при его полете вблизи поверхности — воды или земли. </span><span lang="ru-RU">Эффект позволяет создавать летательные аппараты, которые двигаясь близко к поверхности воды, имеют повышенную дальность и грузоподъемность.</span>
<span lang="ru-RU">Наибол</span><span lang="ru-RU">ее широкое</span><span lang="ru-RU"> развитие экранопланы получили в СССР, где </span><span lang="ru-RU">в Конструкторском бюро Алексеева </span><span lang="ru-RU">было создано несколько ударных и транспортных машин, а также знаменитый исследовательский прототип КМ — «Каспийский монстр» со взлетным весом 544 тонны </span><span lang="ru-RU">и грузоподъемностью 300 тонн, который в 1980 году потерпел аварию и затонул. </span>
Свежие комментарии