Как Армения пытается лавировать между Россией, Азербайджаном и Европой и чем это может закончиться, RTVI рассказывает специалист по постсоветскому пространству Кирилл Кривошеев.
<b>Армянский премьер Никол Пашинян вновь изменил подход к изменению Конституции — самому болезненному вопросу для всей страны, поскольку он предполагает удаление из нее упоминания Нагорного Карабаха (Арцаха).
Если еще в марте он обещал провести референдум и утвердить новый основной закон всенародно, то теперь сомневается в самой необходимости изменений. Специалист по постсоветскому пространству Кирилл Кривошеев объясняет RTVI, чего добиваются армянские власти внутри страны и во внешней политике. </b> <h2><b>Конституционная нестабильность</b></h2> В начале этой недели в столице Армении прошел политический форум «Ереванский диалог». Стартовав в прошлом году, это мероприятие успело превратиться в местный аналог Мюнхенской конференции по безопасности или Валдайского клуба: программные речи политиков и выступления экспертов. Главной звездой два года подряд, конечно, был сам Никол Пашинян, который, говоря на английском, заявил такое, что поначалу было похоже на неточность перевода. Но никакой неточности не было — он правда резко изменил позицию по одному из основных вопросов. <blockquote>«<i>Если Конституционный суд решит, что текст мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном не соответствует нашей Конституции, то я инициирую конституционные изменения, потому что этот мирный процесс и мирное соглашение не должны быть оставлены. И мы постараемся, убедим наше общество, чтобы осуществить это изменение для достижения прочного и долгосрочного мира. Но если Конституционный суд решит, что соглашение полностью соответствует Конституции Республики Армения, то в этом случае не будет никаких препятствий для направления документа в наше Национальное Собрание для ратификации»</i>, — сказал он (цитата по русскому переводу на <a href="https://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2025/05/26/Nikol-Pashinyan-Yerevan-Dialogue-2025-International-Conference/">официальном сайте</a>).</blockquote> Чем это отличается от сказанного им ранее? Еще в марте изменение Конституции преподносилось не как один из вариантов («если Конституционный суд решит, но скорее всего он решит иначе»), а как неизбежное решение. Пашинян <a href="https://www.rbc.ru/politics/21/03/2025/67ddb8c59a794739c00e38b6">говорил</a> о референдуме, который запланирован на 2027 год, хотя может пройти и раньше — в <a href="https://iz.ru/1858069/2025-03-21/vlasti-armenii-namereny-provesti-referendum-po-prinatiu-novoi-konstitucii-v-2027-godu">2026</a>-м, вместе с парламентскими выборами. И хотя все прекрасно понимали, что Конституцию собираются менять по требованию Азербайджана, Пашинян пытался убедить электорат, что это нужно и самой Армении. <blockquote>«<i>Принятие новой Конституции путем общенационального референдума имеет важное значение, поскольку все предыдущие референдумы, проводившиеся для принятия действующей Конституции, в глазах общественности испытывают серьезную нехватку легитимности</i>, — <a href="https://factor.am/ru/74776.html">говорил он</a>. — <i>С февраля 2020 года я говорил о необходимости новой Конституции Армении. Граждане Армении должны и воспринимают себя основателями Республики. Но они должны воспринимать себя основателями системы прав и обязанностей</i>».</blockquote> Нельзя сказать, что эти слова не имеют под собой никаких оснований. Откровенно говоря, нынешняя Конституция Армении была написана предшественником Пашиняна Сержем Саргсяном только с одной целью — остаться у власти не в роли президента, а в роли премьера с огромными полномочиями. Но Пашинян попросту «угнал» эту «машину» в 2018 году и до сих пор едет на ней, ловко преодолевая один кризис за другим. Честным разделением полномочий между институтами государства в этом документе, конечно, и не пахнет, зато есть широкое поле для манипуляций, которыми Пашинян активно пользовался — например, назначая досрочные выборы, когда ему это было нужно.Почему же изменение армянской Конституции так важно для Азербайджана? Конечно, не для того, чтобы в Армении укреплялись демократические институты и качество управления, а с собственными целями. В преамбуле Конституции есть отсылка к <a href="https://www.gov.am/ru/independence/">Декларации о независимости</a> страны, в которой, в свою очередь, упоминается совместное Постановление Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха». Как утверждают в Ереване (причем на уровне <a href="https://am.sputniknews.ru/20240930/ssylka-na-deklaratsiyu-o-nezavisimosti-ne-imeet-sily-ekspert-o-reshenii-ks-armenii-81288256.html">Конституционного суда</a>), никаких юридических последствий эта норма не несет, тем более что в мирном договоре будет пункт, что документ стоит выше любого национального законодательства. Но для Баку это — имиджевый вопрос и к тому же повод для дополнительного давления на Ереван. Зачем подписывать мирный договор раньше, если можно подзатянуть время и добиться еще лучших условий?
Для публики, впрочем, у Баку есть другое объяснение своей несговорчивости. Якобы через 20 или 30 лет Армения может сказочно разбогатеть, укрепить армию, и, ударившись в национализм, попытаться взять реванш в Карабахе. Такой сценарий, конечно, выглядит как неудачная шутка. Каким образом страна с трехмиллионным населением вдруг обгонит в экономическом развитии десятимиллионный Азербайджан с его нарастающим <a href="https://neftegaz.ru/news/Trading/889195-eksport-gaza-iz-azerbaydzhana-v-yanvare-aprele-2025-g-uvelichilsya-na-5-9/">экспортом</a> газа — это только один вопрос. Другой и более резонный — неужели если к власти в Армении придет настоящий реваншист, готовый начать кровопролитную войну, его остановят какие-то формулировки в Конституции?
<b>И тем не менее еще месяц назад, 16 апреля, Пашинян играл по правилам Азербайджана и сам </b><a href="https://www.kommersant.ru/doc/7658815"><b>настаивал</b></a><b>, что в новой Конституции никаких отсылок к Декларации о независимости быть не должно, а теперь делает вид, что Азербайджан может удовлетвориться еще одним решением армянского Конституционного суда (ведь одно, как мы говорили, уже есть). </b> <div class="intext-black">
Предполагать, что Азербайджан вдруг согласится на такие условия, нет никаких оснований.
</div> Во-первых, это полностью противоречит его долгосрочным целям, во-вторых он находится в позиции силы, и в третьих — в Баку уже <a href="https://report.az/ru/vneshnyaya-politika/ajhan-gadzhizade-prokommentiroval-vyskazyvaniya-pashinyana-vo-vremya-erevanskogo-dialoga/">дали понять</a>, что недовольны Пашиняном, и его слова «ставят под сомнение приверженность Армении к миру». Ко всему прочему, в Азербайджане прямо и публично <a href="https://azertag.az/ru/xeber/prezident_azerbaidzhana_nazval_usloviya_podpisaniya_mirnogo_dogovora_s_armeniei-3482751">указывали</a>, что изменение Конституции Армении наряду с роспуском Минской группы ОБСЕ — это предусловие для подписания мирного договора. Без него никакого подписания не будет, а значит, и отправлять в Конституционный суд на проверку просто нечего. <h2><b>Предвыборные поправки</b></h2> Изменения Конституции — не единственный вопрос, по которому армянское руководство в последние дни и недели совершило резкий маневр. Например, на встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым глава армянской дипломатии Арарат Мирзоян вдруг заявил, что Ереван не подавал заявку на вступление в Евросоюз, а значит, любые разговоры о последствиях такого решения — <a href="https://armenpress.am/ru/article/1220253">неактуальны</a>.
Такое заявление звучит не то чтобы неправдиво (как раз правдиво — реальные перспективы Армении по вступлению в ЕС очень туманны), но непоследовательно. Буквально только что в стране <a href="https://www.rbc.ru/politics/04/04/2025/67efe5309a7947ccfa896e59">приняли закон</a>, который декларирует: «Республика Армения, стремясь развивать демократические институты, повышать благосостояние общества, укреплять безопасность, устойчивость и верховенство закона, объявляет о начале процесса вступления Республики Армения в Европейский союз». Более того — еще в прошлом году Пашинян прямо заявил, что готов сблизиться с Евросоюзом так сильно, как это вообще возможно, и если бы это зависело только от него — вступил бы «уже в этом году».
Более того — как прямо намекают в Ереване, тема евроинтеграции должна стать главной на парламентских выборах 2026 года (тех самых, что еще недавно собирались проводить параллельно с конституционным референдумом). Пашинян и его команда должны были предстать теми, кто смело ведет страну в мирное и европейское будущее, разрушая стереотипы прошлого, их оппоненты — выглядеть замшелыми консерваторами, которые к тому же могут втянуть страну в новую войну. Публичный отказ от этой концепции выглядел бы странно, но правда в том, что никакого отказа на самом деле не было.
Мирзоян просто ловко ушел от ответа на вопрос российского журналиста, чтобы не портить дружеский тон пресс-конференции с Лавровым. Он <a href="">подыгрывал</a> ему и в других вопросах. Например, не стал спорить, когда Лавров сказал что Россия вынуждена «воевать против всей Европы, которая в очередной раз под нацистскими лозунгами, выставив вперед режим Зеленского, воюет против России», и «армянские друзья» готовы войти в положение и смириться с задержками в поставках российского оружия (на самом деле, конечно, в Ереване, считают иначе).
При этом поспешные оценки, что первый визит Лаврова в Ереван после 2022 года указывает на возвращение Армении в орбиту влияния России, были опровергнуты почти сразу же — когда вслед за российским министром туда приехал французский — <a href="https://arka.am/news/politics/mirnyy-dogovor-mezhdu-erevanom-i-baku-dolzhen-byt-podpisan-glava-mid-frantsii/">Жан-Ноэль Барро</a> и говорил о скорой подготовке договора о <a href="https://am.sputniknews.ru/20250526/armeniya-i-frantsiya-planiruyut-formalizovat-de-fakto-strategicheskie-otnosheniya—barro-89379630.html">стратегическом партнерстве</a>. <div class="intext-black">
Такие колебания курса как во внешней, так и во внутренней политике выглядят некрасиво, но если смотреть в перспективе — это что-то вроде региональной нормы.
</div> И Пашинян, и его подчиненные умеют говорить нужные вещи в нужный момент. Пока эта тактика срабатывала. Но если последние два года Армения открыто бросала Москве вызовы (и мы рассуждали, какое за это может последовать <a href="https://rtvi.com/opinions/moskva-popytaetsya-otygratsya-pochemu-rossiya-poka-ne-nakazyvaet-armeniyu/">наказание</a>), то теперь это перекос надо выправить.
Необходимость этого диктуют и глобальные процессы (когда президент США — Дональд Трамп, то по всему миру расползается идея, что «реалполитик» важнее идеалов), и внутренние. Если перед выборами оппоненты будут обвинять Пашиняна в испорченных отношениях с Москвой, ему будет что на это ответить («сам Лавров назвал Армению союзником и другом, и заявил, что <a href="https://tass.ru/politika/24004775">не видит причин для ее украинизации</a>»).
Отказ от изменения Конституции — это, судя по всему, тоже нехитрый предвыборный прием. Идея, что основной закон страны придется переписывать по требованию Азербайджана — слишком токсична и хотя бы до выборов лучше сделать вид, что этого делать не придется. При этом кто-то может поверить, что у Пашиняна на самом деле есть хитрый план. Наряду с этим он пытается гнуть жесткую линию и по еще одному вопросу — «Зангезурскому коридору». Как было <a href="">показано в презентации</a>, с которой он выступал перед гостями «Ереванского диалога», на этом маршруте будет работать полноценный паспортный и таможенный контроль, хотя Баку требует беспрепятственного проезда.
Как ситуация в армяно-азербайджанском урегулировании сложится на самом деле, сказать пока сложно. Хотя мирный договор формально считается согласованным, о его подписании пока не идет и речи. Скорее всего, пойти на уступки Азербайджану рано или поздно все равно придется, но если это произойдет после выборов, тактическую задачу можно будет считать выполненной. Другой вопрос — захочет ли Азербайджан подыгрывать Пашиняну в его желании пережить очередные выборы без особых проблем. Но строить предположения на этот счет еще рано — впереди целый год. А за него еще многое может измениться.
<hr />
<em>Мнение автора может не совпадать с мнением редакции</em>
Свежие комментарии