Выборы в ландтаги Саксонии и Тюрингии на востоке Германии обернулись поражением для трех партий, входящих в правящую "светофорную" коалицию канцлера Олафа Шольца. А крайне правая "Альтернатива для Германии" и "Союз Сары Вагенкнехт" вошли в тройку лидеров
<strong>В Германии подводят итоги воскресных выборов в земельные парламенты (ландтаги) Саксонии и Тюрингии.
Хотя прогнозы <a href="https://rtvi.com/stories/priobretenie-moskvy-chto-govoryat-o-predstoyashhih-vyborah-na-vostoke-germanii/">оправдались</a>, результаты голосования на востоке страны все равно признаны сенсацией. Они обернулись поражением для трех партий, входящих в правящую "светофорную" коалицию канцлера Олафа Шольца, а несистемные — "Альтернатива для Германии" и "Союз Сары Вагенкнехт" — вошли в тройку лидеров. Причем в Тюрингии АдГ пришла первой. Как пишут немецкие СМИ, крайне правые выиграли земельные выборы впервые в послевоенной истории Германии. </strong> <h2>Как распределились голоса</h2> <strong>"Альтернатива для Германии"</strong> продолжает набирать популярность в землях бывшей ГДР — это видно по тому, как голосовали местные жители в 2019-м и в 2024 году. В обеих землях партия впервые пробила тридцатипроцентный потолок. В Саксонии АдГ прибавила 3,1%, получив 30,6% (второе место после ХДС), а в Тюрингии и вовсе рванула на 9,4%, завоевав 32,8%.При этом <strong>Христианско-демократический союз</strong> (сейчас в оппозиции, в прошлом — правящая "партия Меркель") в Саксонии все-таки остался главной политической силой, удержавших практически на тех же позициях (31,9%), что и пять лет назад.
В Тюрингии ХДС даже немного прибавил (до 23,6%), хотя и заметно уступил АдГ. Главное поражение в этой земле потерпела посткоммунистическая <strong>Левая партия</strong>, откатившись на 18% — с 31,01% до 13,1%. Скорее всего, лидер ее местного отделения, популярный политик Бодо Рамелов утратит пост премьер-министра Тюрингии, который занимал практически бессменно последние десять лет. В Саксонии левые никогда не были так же сильны, как в Тюрингии, однако их результат ухудшился более, чем вдвое, — до 4,5%. Формально они не преодолели 5-процентный барьер, однако пройдут в саксонский ландтаг благодаря тому, что выиграли два прямых мандата в Лейпциге.
Основные голоса у левых (а также у социал-демократов и даже у "Альтернативы") оттянул <strong>"Союз Сары Вагенкнехт"</strong> — совершенно новая политическая сила, которая всего несколько месяцев назад отпочковалась от посткоммунистов. Причем риторику харизматичной Вагенкнехт порой невозможно отличить от лозунгов АдГ. В частности, и крайне левые, и крайне правые выступают за отмену санкций против России и прекращение военной помощи Украине. Однажды после выступления Сары глава АдГ Тюрингии Бьорн Хёке даже пригласил ее вступить в ряды АдГ.
А вот силы "светофорной" коалиции — <strong>Социал-демократическая партия Германии</strong> Шольца, <strong>Зеленые</strong> и <strong>Свободная демократическая партия Германии</strong> — в общей сложности набрали 13,6% в Саксонии и 10,4% в Тюрингии. И ни одна из этих партий не получила двузначного результата.
СвДП не сможет попасть в парламент ни в Эрфурте, ни в Дрездене. Причем в Саксонии либералы не преодолели даже однопроцентный барьер, что, как пишет Politico, "стало унижением для партии, которая в Берлине представляет четырех федеральных министров".
Зеленые едва прошли в ландтаг Саксонии с 5,1%,а в земельном парламенте Тюрингии их вовсе не будет (там у них всего лишь 3,2%).
Социал-демократы в опросах тоже рисковали впервые в истории вылететь из ландтага, особенно саксонского. В итоге обошлось, однако "это был явно не вечер для аплодисментов СДПГ", признали в ее руководстве. <h2>Что будет дальше</h2> Несмотря на триумф АдГ, особенно в Тюрингии, где ее отделение возглавляет скандальный Бьорн Хёке (признан экстремистом Ведомством по защите Конституции ФРГ и "фашистом" германским судом), ни одна из партий по-прежнему не готова кооперироваться с "Альтернативой". На это не пойдут даже несистемные новички Вагенкнехт, без которой, возможно, не удастся создать правящую коалицию ни в Саксонии, ни в Тюрингии.
Вместе с тем, по предварительным подсчетам, в Тюрингии ХДС, СДПГ и "Союзу Сары Вагенкнехт" не хватает ровно одного места, чтобы создать коалицию. Вдобавок ко всему христианские демократы все еще не готовы отказаться от собственной установки — запрета на сотрудничество с левыми. Так что коалиционные переговоры еще впереди.
Тем временем "Альтернативу" постигло разочарование при подсчете голосов в Саксонии — в первые часы после выборов было объявлено, что партия получает блокирующее меньшинство (41 место). В этом случае без крайне правых было бы невозможно избирать конституционных судей или глав земельных счетных палат, а также принимать некоторые другие решения. Однако наутро выяснилось, что система дала сбой, и первоначально число мандатов для СДПГ и Зеленых было на одно место ошибочно занижено, а для ХДС и АдГ — на одно завышено. После пересчета саксонского избиркома АдГ потеряла этот рычаг.
Как признает Spiegel online, "для федерального правительства результаты выборов в Тюрингии и Саксонии уже стали катастрофой", поскольку лишь каждый десятый проголосовал за одну из трех партий "светофора".
Между тем в Германии ждут 22 сентября, когда выборы пройдут в еще одной восточногерманской земле — Бранденбург. Это традиционная вотчина социал-демократов, и премьер от СДПГ Дитмар Войдке по-прежнему остается там самым популярным политиком. Однако и в Бранденбурге, согласно опросам, АдГ <a href="https://www.wahlkreisprognose.de/2024/06/24/brandenburg-afd-weit-vorn-dreikampf-um-platz-zwei/">лидирует</a> — и в целом, и по округам (в 35 из 44-х).
Некоторые немецкие политики поспешили объявить, что эти цифры ставят крест на правящей федеральной коалиции, которой предрекают распад после следующих выборов в бундестаг. Как раз накануне президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер подписал указ об их назначении на 28 октября 2025 года. В то же время запад и восток Германии всегда голосуют по-разному, поэтому предсказывать общую картину никто в ФРГ не берется.
При этом тренд на усиление партий, которые традиционно считаются пророссийскими, как раз и беспокоит Берлин. «Спустя почти 35 лет после падения Берлинской стены острый политический раскол пролегает по границе бывшей Восточной и Западной Германии», — признает Politico.
Сам же Олаф Шольц спустя сутки после выборов продолжал хранить молчание по поводу их итогов.
Свежие комментарии