На фоне ухода многих зарубежных брендов, изменений в экономике и усложнения выдачи виз, многие россияне сталкиваются с так называемой «потребительской тревожностью». О том, что это за явление, как оно проявляется и как с ним бороться, RTVI рассказала интегративный психолог и супервизор Ольга Берг. — Ольга Берг Интегративный психолог и супервизор Что такое «потребительская тревожность» Потребительская.
..<strong>На фоне ухода многих зарубежных брендов, изменений в экономике и усложнения выдачи виз, многие россияне сталкиваются с так называемой «потребительской тревожностью». О том, что это за явление, как оно проявляется и как с ним бороться, RTVI рассказала интегративный психолог и супервизор Ольга Берг.</strong>
<span style="color: #ffffff;">-</span>
<strong>Ольга Берг</strong> <em>Интегративный психолог и супервизор </em> <h2>Что такое «потребительская тревожность»</h2> Потребительская тревожность действительно есть и, как любая тревожность, строится на том, что неизвестность всегда пугает. Какую сферу жизни мы ни возьмем, неизвестность всегда будет нас пугать. Например, ребенок, который идет в школу, пугается, потому что он не знает, что там. Мы, меняя работу, тоже ее пугаемся. Это, конечно, не единственное чувство, которое мы переживаем, но страх неизвестности и тревога, всегда будут.
Так и сейчас, если посмотреть на нас как на потребителей, мы действительно не знаем, что нас ждет, что будет завтра: мы не уверены в своих доходах, мы не уверены в том, как долго эти доходы будем получать. И поэтому многие люди действительно стараются сократить свои расходы.
Некоторые крупные компания проводят исследования покупательского поведения, результаты которых говорят о том, что покупательская способность снижается. Это происходит именно потому, что человек старается придержать свои средства, старается замереть в каких-то своих решениях, чтобы посмотреть, как ему лучше поступить. <h2>Как проявляется такая форма тревожности</h2> Таким образом, желание уйти в отпуск, купить новую технику у человека есть, но психической готовности у него нет. Тут вернулась в наше сознание история про «оставить деньги на черный день». Многие стараются создать себе такой пласт финансовой безопасности, чтобы деньги были на будущее.Тревожность строится еще и на том, что больше нет возможности тратить как раньше и нужно адаптироваться под сегодняшнюю реальность. Помимо тревоги, здесь есть еще и злость, ощущение несправедливости. Человек как бы думает: «Это не я выбрал не покупать какие-то бренды, а как будто бы за меня сформировали условия, в которых я это делать не могу. Как будто бы есть кто-то, кто заставляет меня подчиниться тому, что случилось». Отсюда проявляется внутренний протест, желание найти какие-то лазейки, но все-таки остаться свободным в своем выборе. Ведь когда нас вынудили проститься с привычным образом жизни, многие столкнулись с тем, что они больше не свободны. Проявляются мысли: «Я хочу поехать отдыхать, я хочу купить именно этой марки одежду, а я не могу, даже имея средства». Тут проявляется моральное давление и нежелание подчиняться, так как переживают последствия не собственных выборов. Из этого вытекает чувство бессилия.
Все эти сложные чувства заставляют человека злиться, раздражаться. Многие как раз-таки и уезжали еще и для того, чтобы сохранить для себя ту самую свободу. Ведь она для человека часто является важнейшей ценностью. И смириться с тем, чего не хочешь, бывает крайне сложно. <h2>Как бороться с этими чувствами</h2> Все эти чувства наиболее тяжелы: лишение свободы, грусть по тому образу жизни, который был, злость, бессилие. В совокупности они переживаются как подчинение чьей-то воле. Я сталкиваюсь с таким состоянием у клиентов, которым хочется тех отпусков, которые были, хочется тех вещей, о которых мечтали. А далее человек выбирает для себя варианты: одни готовы смириться, другие исследуют новые варианты, которые мир предлагает.
Важно показать в этот момент, что существуют альтернативы, другие варианты получения желаемого. Кто-то в этом видит полное лишение свободы, но нужно донести, что свобода остается, просто путь реализации становится иной. Если показать эти варианты, он их обнаруживает для себя и понимает, что он не такой бессильный.
Чем сильнее тревожность, тем больше поляризация: «Раньше я мог все, а сейчас я не могу ничего», — так часто и звучит прямая речь клиента. Нужно объяснить, что то, что было раньше легко и доступно, уже таковым не является. И это чувство нужно разместить, дать возможность человеку его пережить.
Но также в терапии с такими клиентами очень важно показать варианты, которые существуют, к которым он просто не обращался, потому что не было такой потребности. Это дает возможность человеку вновь обрести свободу выбора, снизить свою тревожность, ощутить себя более значимым и не быть уже в такой позиции подчинения. Это даст ему возможность пережить эти сложные чувства, которые у него были раньше.
Свежие комментарии