Частичным успехом завершилось первое испытание американского многоразового корабля Starship компании SpaceX миллиардера Илона Маска, который стартовал 20 апреля на ракете Super Heavy с космодрома Бока-Чика в Техасе. Он поднялся на высоту 39 км и взорвался.
<strong>Частичным успехом завершилось первое испытание американского многоразового корабля Starship компании SpaceX миллиардера Илона Маска, который стартовал 20 апреля на ракете Super Heavy с космодрома Бока-Чика в Техасе.
Он поднялся на высоту 39 км и взорвался.</strong>Старт с космодрома Бока-Чика в Техасе стал кульминацией многолетней подготовки к запуску и привлек большое внимание во всем мире. Чтобы стать свидетелями исторического запуска, которого ждали последние несколько лет, к побережью Мексиканского залива съехались тысячи зрителей.
По плану после запуска корабль <span lang="en-US">Starship </span>должен был отделиться от первой ступени, выйти на околоземную орбиту и упасть в океан в районе Гавайских островов, сделав один виток вокруг Земли. На кадрах трансляции было видно, что запуск прошел успешно, корабль стал медленно набирать высоту, и полет продолжался уверенно первые две минуты.
Нештатная ситуация стала развиваться на третьей минуте полета — после набора высоты в 39 километров корабль не смог отделиться от первой ступени, вместе они начали кувыркаться в воздухе, терять высоту, после чего последовал взрыв. Пока не известно, произошел ли взрыв из-за чрезмерного воздействия аэродинамических сил, или сработала система самоподрыва ракеты при нештатном пуске.
Однако эксперты обратили внимание, что проблемы, возможно, начались при самом отрыве ракеты от стартового стола — не работали три из 33 двигателей первой ступени.
<h2 align="left">Великан среди ракет</h2> <p align="left">Starship вместе с ускори<span lang="ru-RU">телем </span><span lang="ru-RU">Super Heavy</span><span lang="ru-RU"> — обладатель сразу нескольких рекордных показателей в ракетной технике. Это самая </span><span lang="ru-RU">высокая и мощная</span> <span lang="ru-RU">из когда-либо запускавшихся в космос ракетных систем, высота конструкции в сборе составляет 120 метров, что на 30 метров превосходит высоту Статуи свободы с постаментом в Нью-Йорке.</span></p> <p align="left"></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">При этом ускоритель </span><span lang="ru-RU">Super Heavy имеет рекордное для первых ступеней всех ракет число двигателей, выводящих ее и полезную нагрузку на орбиту — 33. Это перспективные жидкостные двигатели </span><span lang="en-US">Raptor, </span><span lang="ru-RU">работающие на метане и кислороде. </span><span lang="ru-RU">Их общая тяга составляет 75 315 кН, что больше тяги первой ступени знаменитой ракеты </span><span lang="ru-RU">Saturn V</span><span lang="ru-RU">, выводившей в космос лунные миссии </span><span lang="en-US">Apollo. </span></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">Система выполнена полностью многоразовой — и корабль </span>Starship <span lang="ru-RU"> и ускоритель </span><span lang="ru-RU">Super Heavy</span><span lang="ru-RU"> должны возвращаться на Землю и садиться в вертикальном положении, используя ракетные двигатели, на специальных площадках, подобно тому, как уже несколько лет на землю для повторного использования возвращаются первые ступени ракет </span><span lang="en-US">Falcon 9. </span></p> <p align="left">Однако в ходе первого тестового космического полета спасать первую ступень и корабль не предполагалось — оба должны были упасть в океан и утонуть. Накануне старта разрешение на испытательный полет выдало Федеральное управление гражданской авиации США. Накануне старта эксперты по-разному оценивали шансы на успешный запуск. Сам Илон Маск заявлял, что главная цель для ракеты — подальше улететь от места старта.</p> <p align="left">«Главное — не взорваться на стартовой площадке», — заявил он.- Это очень рискованный полет. Это первый старт очень сложной, гигантской ракеты. Есть миллион возможностей, чтобы ракета не полетела. Мы собираемся быть очень осторожными, и если увидим что-то, вызывающее наши опасения, мы перенесем пуск. Если запуск состоится, я расценю любой исход, который не приведет к разрушению стартовой площадки, как победу».</p> <p align="left">“<span lang="ru-RU">О</span><span lang="ru-RU">снователь </span><span lang="en-US">SpaceX </span><span lang="ru-RU">Илон </span><span lang="ru-RU">М</span><span lang="ru-RU">аск </span><span lang="ru-RU">о</span><span lang="ru-RU">ценил шанс успешного пуска в 50%, но я думаю, что он намеренно принизил ожидания. Накануне первого старта своей ракеты </span><span lang="en-US">Falcon 1 </span><span lang="ru-RU">в марте 2006 года Маск заявил репортерам, что ракета с вероятностью 90% достигнет орбиты. </span><span lang="ru-RU">Но три первых пуска ракеты закончились неудачей, — <a href="https://arstechnica.com/science/2023/04/setting-expectations-on-the-eve-of-starships-historic-launch/">считает</a> американский космический обозреватель Эрик Бергер. — Но с тех пор </span><span lang="en-US">SpaceX </span><span lang="ru-RU">значительно преуспела в ракетных пусках. В 2010 году совершила дебютный старт ракета </span><span lang="en-US">Falcon 9. </span><span lang="ru-RU">В 2018 полетела </span><span lang="ru-RU">Falcon Heavy</span><span lang="ru-RU">. Затем — три версии корабля </span><span lang="ru-RU">Starship</span><span lang="ru-RU">, </span><span lang="ru-RU">Starhopper, SN5 </span><span lang="ru-RU">и</span><span lang="ru-RU"> SN8</span> <span lang="ru-RU">успешно запускались. Так что по моим оценкам, шесть последних новых ракет, которые </span><span lang="en-US">SpaceX </span><span lang="ru-RU">запускала впервые, стартовали более или менее успешно</span><span lang="en-US">”.</span></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">Р</span><span lang="ru-RU">азличные версии прототипов корабля </span><span lang="en-US">Starship </span><span lang="ru-RU">тестировались в атмосферных испытаниях, в ходе которых инженеры тренировались совершать маневры, торможение и мягкую посадку на землю. Огневые статические испытания ускорителя </span>Super Heavy <span lang="ru-RU"> проводились в феврале этого года. </span></p><h2 align="left"><span lang="ru-RU">З</span><span lang="ru-RU">ачем нужен </span>Starship?</h2> <p align="left">Сегодня ракета <span lang="en-US">Falcon 9 </span><span lang="ru-RU">компании </span><span lang="en-US">Space X — </span><span lang="ru-RU">самая часто запускаемая ракета в мире, только с начала 2023 года состоялось 24 запуска. </span><span lang="ru-RU">Starship</span> <span lang="ru-RU">должен стать следующим шагом в развитии ракетной техники для </span><span lang="en-US">SpaceX — </span><span lang="ru-RU">этот корабль способен выводить больше грузов и людей на околоземную орбиту, а поскольку транспортная система является полностью многоразовой, это должно привести к радикальному снижению стоимости запусков. </span></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">Н</span><span lang="ru-RU">о главное, Маск рассчитывает, что корабль должен открыть новую эру в межпланетных путешествиях. </span><span lang="ru-RU">Этот корабль планируется использовать и для доставки людей на Луну. Так, в рамка</span><span lang="ru-RU">х</span><span lang="ru-RU"> контракта с </span><span lang="en-US">NASA </span><span lang="ru-RU">компания </span><span lang="en-US">SpaceX </span><span lang="ru-RU">должна разработать специальную модификацию корабля для доставки астронавтов будущих миссий «Артемида-3» и «Артемида-4» с окололунной орбиты на поверхность Луны. </span><span lang="ru-RU">Стоимость контракта с </span><span lang="en-US">NASA </span><span lang="ru-RU">на создание такого корабля составляет порядка </span><span lang="en-US">$3 </span><span lang="ru-RU">млрд.</span></p> <p align="left"><span lang="ru-RU">Н</span><span lang="ru-RU">аконец, Маск рассматривает корабль </span><span lang="en-US">Starship, </span><span lang="ru-RU">как ключевой элемент будущих систем, способных доставить людей в далекий космос и в первую очередь — на Марс. «Он рассматривает </span><span lang="en-US">Starship, </span><span lang="ru-RU">как возможную огромную смену парадигм, невероятное увеличение грузоподъемности — возможности доставлять людей, в большом количестве, на Марс», — считает профессор Университета Южной Калифорнии, астронавт </span><span lang="en-US">NASA Г</span><span lang="ru-RU">аррет Райзман. — В этом есть огромная выгода, но и большой риск, поскольку это очень сложно. Никто не строил ракет, близких по размеру — в два раза крупнее прежних гигантов».</span></p>
Свежие комментарии