На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Телеканал RTVI

365 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валентин Громов27 мая, 16:55
    пусть ведет санк против укропа слабо А«Он играет с огне...
  • Виктор Луговой27 мая, 9:08
    Надо не Россию трясти, а перекрывать сток в Кара-Богаз-Гол. Оттуда всё испаряется.Астана хочет доби...
  • Ирина Некрасова26 мая, 19:35
    БДСМ, БДСМ... Цисгендерные женщины...Хоть бы расшифровали, что это такое. Не все же читатели,  как говорится, "в стру...«Формируют безопа...

Музыкальный критик Владимир Завьялов подвел альтернативные итоги «Грэмми»

Музыкальный критик Владимир Завьялов разбирает результаты премии «Грэмми» — и предлагает свои, альтернативные итоги.

<strong>В соцсетях многие остались недовольны результатами 67-й церемонии вручения музыкальной премии «Грэмми». Больше всего наград забрал американский рэпер Кендрик Ламар, а Бейонсе получила два приза за альбом <em>Cowboy Carter</em>.

Музыкальный критик Владимир Завьялов разбирает итоги — и предлагает свои, альтернативные.</strong> <blockquote class="speaker">

</blockquote> <h2>Тейлор Свифт, Charli XCX или Билли Айлиш — вместо Бейонсе</h2> Удивленное лицо Бейонсе в тот момент, когда ей дали «Альбом года», ярче всего иллюстрирует то, насколько спорным оказалось решение жюри. На первый взгляд, логика такого выбора понятна. В Штатах Бейонсе давно превратилась из просто большой певицы в фигуру общенационального масштаба, культурно определяющую современную Америку. Бейонсе борется за права афроамериканцев и женщин и даже творческие вещи превращает в политические жесты.

Вот и альбом <em>Cowboy Carter</em> — это не столько сюжет «R&B-звезда идет покорять кантри», сколько программное заявление о том, что кантри — больше не консервативная территория для белого населения южных штатов, отныне она должна и обязана впускать всех. В этой связи необходимо напомнить, что оргкомитет «Грэмми» неоднократно критиковали (в основном со стороны левого истеблишмента) за излишний консерватизм. В этом смысле <em>Cowboy Carter</em> — политически удобный и безопасный выбор для жюри и оргкомитета премии.

<blockquote>С другой стороны, при всем огромном весе персоны Бейонсе и социально-политическом подтексте <em>Cowboy Carter</em>, этот альбом вряд ли можно назвать пластинкой года, с какой стороны ни посмотри.</blockquote>

С культурной стороны <em>Cowboy Carter</em>, безусловно, интересен в контексте творческого пути Бейонсе, но для внешнего слушателя — навряд ли. Он не поменял правила игры. Нельзя сказать, что он вынес дверь в кантри и впустил туда артистов с другим социальным и культурным бэкграундом. В этом смысле Lil Nas X и его <em>Old Town Road</em> сделали больше (и, кстати, раньше).

В заслугу Бейонсе-2024 можно поставить то, что она «подсветила» на <em>Cowboy Carter</em> афрокантри-артиста Shaboozey, после чего его сольная карьера полетела вверх. С другой стороны, Shaboozey в этом смысле оказался даже чуть успешнее самой Бейонсе: его трек <em>A Bar Song (Tipsy)</em> стал значительно бóльшим хитом, чем самая популярная вещь с <em>Cowboy Carter (Texas Hold Em’)</em> — и это тоже довольно символично. <blockquote>С коммерческой стороны <em>Cowboy Carter</em> тоже не главный альбом года. Пластинки Билли Айлиш и Тейлор Свифт, а также поп-сенсации-2024 Сабрины Карпентер продались гораздо лучше.</blockquote> Кому стоило отдать «Грэмми» в этой номинации? В первую очередь на ум приходит альбом <em>Brat</em> британской певицы Charli XCX, который интересен не столько приглашением передовой электроники в поп-мир, сколько культурным импактом — кислотно-салатовая обложка с надписью <em>brat</em> стала символом и даже синонимом 2024 года в музыке.

Эта обложка стала основой для политической кампании Камалы Харрис на президентских выборах в США. Пусть демократка и проиграла, ее кампания вошла если не в политическую историю, то в историю поп-культуры точно. Альбом породил кучу мемов, разошелся на мерч за пределами Штатов и Европы и вышел в глобальный офлайн явлением <em>brat summer</em> — провозглашенного отвязным лета в соответствующей эстетике. Породил ли хотя бы малую долю этого <em>Cowboy Carter</em>? Точно нет.

<em>Hit Me Hard And Soft</em> Билли Айлиш в целом не меньше <em>Brat</em> заслужил стать альбомом года, поскольку это ровно тот вид альбомов, которые обычно и получают музыкальные премии. С одной стороны, Билли Айлиш сделала нарочито нехитовую и экспериментальную по своим меркам пластинку, что понравилось критикам. С другой стороны, слушателям альбом тоже понравился, а песня <em>Birds of a feather</em> все-таки стала хитом. В конце концов, даже чисто по-человечески на слезы Билли, не получившей ни одной награды, было больно смотреть: хотя бы одну награду если не в главных, то в отраслевых номинациях, она точно заслужила.

Что касается <em>The Torture Poets Department</em> Тейлор Свифт, он хоть и не стал чем-то особенным в дискографии певицы, но обязан оказаться в этом списке как минимум благодаря внушительным продажам, превышающим все остальные альбомы в США в 2024 году. <h2>Сабрина Карпентер или Билли Айлиш вместо Кендрика Ламара</h2> 2024-й был не самым веселым и интересным годом в западном рэпе, и поэтому за жанр отдувались старички. Больше всех постарались Кендрик Ламар и Дрейк, которые шумно поссорились на ровном месте и записали серию диссов (так называют треки, направленные против артистов-оппонентов) друг на друга, главным среди которых стал <em>Not Like Us</em> Кендрика — пожалуй, единственный настоящий рэп-хит 2024.

В итоге за этот трек Ламар и забрал две главные статуэтки — за песню года и запись года (для понимания: в целом эти номинации ничем не отличаются друг от друга, в одном случае награду вручают сонграйтеру, в другом — всей команде, включая исполнителя). Справедлива ли такая оценка? <blockquote>С одной стороны, к наградам за <em>Not Like Us</em> сложнее придраться, чем к Бейонсе — этот трек вышел за скобки их бифа в большую поп-культуру и прописался в чартах. С другой стороны, 2024-й был богат на другие сюжеты, не меньше и не скучнее. Например, вертикальный взлет Сабрины Карпентер.</blockquote> Еще пару лет назад Сабрина считалась невзлетевшей звездой, томилась в застенках диснеевского лейбла и записывала альбомы поп-музыки, которой все время чего-то не хватало: песням — цепкости, певице — выразительности.

В основном Карпентер знали в контексте драмы с певицей Оливией Родриго, которая в 2021 году выдала хит <em>Driver’s Licence</em>. Песня, как говорят, была про Джошуа Бассетта — бывшего парня и партнера Оливии по «Классному мюзиклу», который якобы ушел от нее к Сабрине. В этой связи в попкультурных и фандомных кругах Карпентер несколько лет воспринимали только как разлучницу.

Но в 2023-м все сдвинулось с мертвой точки: она подписалась на мейджор-лейбл, нащупала стиль и образ в эстетике старого бурлеска и пинапа, а звук — в поп-музыке 1980-х. Оставалось только сделать большой хит.

В 2024 году этот хит получился — песня <em>Espresso</em> с по-фанковски чиркающей гитаркой и сладким припевом-липучкой «Не можешь уснуть, это я, эспрессо», которая промчалась электричкой через весь год и отправила Сабрину наверх в лигу больших звезд (а еще ведь были песни <em>Please Please Please</em> и <em>Taste</em>).

В чем сила <em>Espresso</em> на фоне <em>Not Like Us</em>? Пожалуй, в сюжете: разборки примерно главных рэперов на Земле — явление хоть и выдающееся в силу веса фигур, но это все еще рэперские разборки с кучей подспудного контекста. Если вы не начинаете свой день с просмотра новостей в телеграм-каналах про рэп, то можете сломаться, пытаясь вникнуть в детали этого конфликта, в который вовлекли других рэперов, притянув необязательные для знания детали биографии. В общем, чем глубже погружаешься, тем больше понимаешь, что это очень внутряковый рэперский контент.

История Сабрины в этом смысле более универсальна со стороны. Даже тот же треугольник «Карпентер — Родриго — Бассетт» со стороны более понятен, чем рэп-конфликт со всей спецификой его среды. Да и взлет Сабрины получился впечатляющим: как раз со времен Оливии Родриго не было такого, что поп-звезда взлетела будто из ниоткуда. Правда, в данном случае за этим «ниоткуда» таятся годы безуспешного покорения индустрии, что тоже добавляет истории дополнительного драматического оттенка. <h2>Кто угодно вместо The Beatles и The Rolling Stones</h2> Если в главных и поп-номинациях выбор жюри можно объяснить логически, то решение отдать победу <em>The Beatles</em> за лучшее рок-исполнение, а <em>The Rolling Stones</em> — за лучший рок-альбом чем-то кроме консерватизма выборщиков объяснить тяжело.

В данном случае альтернативные варианты можно просто не называть: какая угодно рок-запись 2024 года, которая — а) заинтересовала слушателей б) порадовала критиков в) представляет и объясняет рок-музыку — в 2024 году будет смотреться релевантнее, чем фан-сервис под вывесками 1960-х.

<hr />

<em>Мнение автора может не совпадать с мнением редакции</em>

 

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх