О турецкой политике, системе власти, которую выстроил Эрдоган, а также о его противниках на выборах, RTVI рассказал тюрколог Павел Шлыков.
<strong>14 мая 2023 года в Турции должны состояться президентские и парламентские выборы. На протяжении более чем 20 лет их выигрывала Партия справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана.
За это время он успел выстроить систему власти, завязанную на его личности, однако в последнее время лидер турецкой оппозиционной коалиции Кемаль Кылычдароглу, согласно соцопросам, становится все более популярным и может потеснить Эрдогана. Негативно влияет на ситуацию и ухудшившееся здоровье нынешнего президента Турции — недавно ему <a href="https://rtvi.com/news/prezidentu-turczii-stalo-ploho-v-pryamom-efire/">стало плохо</a> во время телевизионного интервью. О турецкой политике, системе власти, которую выстроил Эрдоган, а также о его противниках на выборах, RTVI рассказал тюрколог Павел Шлыков.</strong> <div class="intext-box">Павел Шлыков — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт РСМД.
</div> <h2>Насколько власть в современной Турции сконцентрирована вокруг Эрдогана</h2> Власть в Турции завязана на Эрдогане, поскольку на сегодняшний день он един в нескольких ипостасях. Прежде всего, он первый в истории страны всенародно избранный президент — глава государства. В соответствии с поправками в Конституции от 2017-го года, которые вступили в силу после президентских и парламентских выборов 2018-го года, он еще и глава правительства.
Пост премьер-министра сегодня в Турции упразднен.Одновременно с этим, согласно тем же поправкам, Эрдогану разрешено возглавлять политическую партию, чего не было возможно раньше. Поэтому в свое время Тургут Озал был вынужден оставить пост председателя партии Отечества. А потом Сулейману Демирелю, ставшему президентом в 1993-м году, пришлось перестать быть председателем Партии верного пути. Эрдоган в 2014-м году формально оставил пост председателя Партии справедливости и развития, но в 2018-м вновь возложил на себя эти полномочия. <div class="intext-black">
Таким образом сейчас он является, помимо прочего, и лидером партии, которая доминирует в парламенте с 2002-го года — то есть с первых выборов с момента ее основания. А это значит, что Эрдоган контролирует главный законодательный орган в стране.
</div> К тому же он имеет серьезное влияние на формирование Высшего совета судей и прокуроров. А этот орган отвечает за кадровую политику во всех судах высших инстанций. Таким образом Эрдоган предстает перед нами в еще одной ипостаси как человек, который имеет решающее слово в кадровых вопросах судебной системы.
Сюда же можно присовокупить и сферу средств массовой информации. В ней не так велико пространство для маневра оппозиционных сил. Значительная часть турецких медиа лояльна действующей власти и лично президенту Реджепу Тайипу Эрдогану.
Наконец, есть и последнее немаловажное обстоятельство: Эрдоган — харизматичный политик. И в целом, если мы смотрим на политическую культуру Турецкой республики, то для нее всегда была характерна высокая роль личности. Партия, как правило, прежде всего строится вокруг фигуры председателя, а не идеологии. Будь то Кемаль Ататюрк в 1920-е годы, сменивший его Исмет Инёню или лидеры любых других оппозиционных партий, которые периодически приходили к власти.
Когда такой харизматичный человек уходил на президентский уровень и не мог больше возглавлять свою партию, судьба и траектория ее дальнейшего развития шла по нисходящей. Эрдоган яркий тому пример. Просто в отличие от ряда других политиков, ему удалось выстроить систему вокруг себя.
Кстати, хочу обратить внимание на то, что тот же Сулейман Демирель планировал добиться возможности сохраняться на посту президента и лидера партии и провести конституционную реформу, введя второй срок президента. В то время он составлял семь лет, но "отсидеть" его можно было только один раз.
Между тем Сулейман Демирель — личность не менее знаковая для турецкой политики XX века, чем Эрдоган сейчас. Полдюжины раз он становился премьером, был президентом, причем в разные годы и на разных этапах развития страны. Первая пятилетка его премьерства, пришедшаяся на вторую половину 1960-х годов, вообще считается самым светлым периодом в новейшей истории Турции. Но он не смог реализовать то, что получилось у Эрдогана в 2010-е годы. <h2>Можно ли сказать, что Турция всегда стремилась к авторитарной системе правления</h2> Лидероцентричная система, конечно, характерна для Турции. Но я хочу обратить внимание на то, что эта страна имеет очень длительный опыт демократического развития. Переход к конкурентной многопартийной политической системе произошел в 1946-м году.
Тут надо заметить, что досрочные выборы 1946-го года считаются не очень честными и вообще в историографии называются "выборами из-под палки". Потому что бюллетени были сразу уничтожены, дабы не дать возможность пересчитать и перепроверить голоса. Административный ресурс был задействован по максимуму, и главное, оппозиционная на тот момент Демократическая партия долго не хотела их признавать из-за большого количества нарушений, которые были зафиксированы в разных частях Турции.
Но уже в результате всеобщих парламентских выборов 1950-го года Демократическая партия пришла к власти. Они как раз состоялись 14 мая, и их символизм сейчас активно используется Эрдоганом. С того времени гражданское общество и турецкие политики находятся в рамках парадигмы демократического развития с издержками, своими нюансами и спецификой. <div class="intext-black">
Конечно, авторитарный компонент в Турции и правда присутствует, но имеет, скажем так, волатильный характер.
</div> Страна то становится более демократичной, то демократические институты начинают работать со скрипом. На сегодняшний день она скорее находится в своей авторитарной фазе.
Но еще раз повторюсь, демократический опыт Турции гораздо богаче, чем у целого ряда европейских стран. И это не стоит забывать, когда мы говорим об этой стране, ее демократии и гражданском обществе. <h2>Играют ли роль в популярности Эрдогана политтехнологии</h2> Говорить об отсутствии политтехнологий было бы неправильно. С конца 1980-х годов политтехнологи активно участвуют в избирательных кампаниях Турецкой республики. Политтехнологических консультантов у Эрдогана и у его ближайших оппонентов тоже хватает.
Однако если говорить о рецепте успеха успеха Эрдогана и его Партии справедливости и развития, здесь нужно смотреть на ее тип. Она обладает весьма размытой идеологией, но при этом стремится понравиться как можно большему числу людей. Эта стратегия сработала на рубеже 1990-х и двухтысячных.
Это произошло еще и по той причине, что на контрасте с политиками 90-х Эрдоган и его команда выглядели очень привлекательно. Они не были замешаны в скандалах того времени и не несли ответственность за финансово-экономический кризис конца 90-х.
Все политические партии, которые с точки зрения большинства граждан были виновны в том, что происходило тогда, не получили даже достаточного процента для прохождения в парламент на выборах 2002-го года. Это были выборы, на которых народ голосовал скорее не "за", а "против" той политики, которую проводило коалиционное правительство.
В 1997 году был эпизод, известный как "постмодернистский переворот". В результате него вынудили уйти с поста премьера эдакого патриарха политического ислама в Турции Неджметтина Эрбакана (кстати говоря, от его Партии благоденствия Эрдоган избирался мэром Большого Стамбула). Поэтому завершающие вторую половину 90-х годы прошли под знаком гонений на партии и политические силы консервативного толка. <div class="intext-black">
С одной стороны Эрдоган представлял более умеренную часть того спектра консерватизма, которую отстаивал Эрбакан. С другой стороны, он выступал с весьма прогрессивными лозунгами на протяжении всех двухтысячных годов, прошедших под слоганом о вступлении в Европейский Союз, европейских ценностях, ценности демократии и развития гражданского общества.
</div> В первой половине двухтысячных произошел мощный рывок с точки зрения развития демократических институтов, адаптации турецкого законодательства к новым правилам и стандартам Европейского Союза. Тогда этот посыл работал.
Успех "голосования от противного" 2002-го года удалось конвертировать в поддержку команды Эрдогана и его курса. В первую половину двухтысячных был достигнут результат в виде высоких макроэкономических показателей, повышения уровня жизни, выхода из тяжелейшего финансово-экономического кризиса. Начался приток инвестиций, Турция окончательно превратилась в туристическую Мекку.
Совокупность этих историй успеха и сделала популярной идею турецкой модели сочетания демократических ценностей и высоких показателей экономического развития с уважением к традициям и исламу. По инерции это сохраняется до настоящего дня. <h2>Почему рейтинги соперника Эрдогана Кемаля Кылычдароглу растут</h2> На протяжении последнего десятилетия ситуация не изменилась кардинальным образом. Где-то половина турецкого электората поддерживает Эрдогана, а другая половина выступает категорически или умеренно против него.
Если верить социологическим опросам, сейчас маятник немножко качнулся в сторону главного оппонента нынешнего президента, Кемаля Кылычдароглу, который сумел осуществить негативную консолидацию значительной части общества против против Эрдогана. <div class="intext-black">
Что касается того, почему кто-то, кто раньше голосовал за нынешнего президента, сейчас скорее проголосует против него, то причиной можно назвать экономические сложности, с которыми столкнулась Турция в последние годы.
</div> У Эрдогана есть контроль над Центральным банком и свое видение рецепта выхода из сложной экономической ситуации. Оно тоже не у всех вызывает понимание. И значительная часть общества, а также многие политические оппоненты ставят именно это в вину нынешнему президенту и утверждают, что в этом кроются многие проблемы экономического плана в сегодняшней Турции. Это ударяет в том числе и по рейтингу, немножко отталкивает сторонников и заставляет их задумываться: а тем ли курсом ведет страну Эрдоган? Возможно, его нужно скорректировать, или вообще пришло время сменить кормчего. <h2>Какой рецепт решения проблем предлагает Кылычдароглу</h2> Можно посмотреть на обширный предвыборный манифест оппозиционной коалиции. Но если описывать его в двух словах, то в сфере экономики Кылычдароглу предполагает вернуться к более классическим инструментам и стратегиям. Максимально упрощая, можно сказать, что он говорит о необходимости привлечения иностранных инвестиций.
С точки зрения политической системы Кылычдароглу говорит о необходимости отказаться от той модели власти, где все нити управления страной сходятся в руки одного человека. Потому что он физически не в состоянии за всем уследить и не может за все отвечать.
Кылычдароглу и многие члены оппозиционной коалиции, состоящей из шести партий, солидаризируются и выступают в ключе необходимости возвращения к более сильному парламенту, восстановления поста премьер-министра и рассредоточения полномочий между разными государственными институтами и государственными деятелями. <h2>Что будет, если Эрдоган проиграет или внезапно умрет</h2> Здесь речь пойдет в большей степени о конспирологических сценариях. Я думаю, что в случае проигрыша Эрдоган будет склонен принять мнение народа. Если нация проголосует за другого кандидата, то он сложит с себя полномочия и уйдет в оппозицию. Рейтинг у него достаточно высокий. Рычагов воздействия и влияния, даже находясь в оппозиции, много. <div class="intext-black">
Вполне можно предположить, что Эрдоган возглавит оппозицию и будет нацелен на муниципальные выборы следующего года и на следующий пятилетний цикл парламентских и президентских выборов.
</div> Ну а что касается совсем уж негативных сценариев, связанных со здоровьем Эрдогана, здесь, конечно, проблем больше, потому что явного преемника на сегодняшний день у него нет. Человек номер два отсутствует в силу целого ряда обстоятельств. Это специфика нынешней турецкой политической системы и модели власти, такой, как ее выстроил Эрдоган. В ней второму просто нет места. И это, конечно, может создать целый ряд серьезных проблем.
Свежие комментарии