Российские стендаперы переезжают в Казахстан — в этой стране многие говорят по-русски, там уже складывается собственная стендап-сцена, представители которой во время частичной мобилизации помогли молодым артистам перебраться в соседнюю страну и сделать первые шаги.
<b>Российские стендаперы переезжают в Казахстан — в этой стране многие говорят по-русски, там уже складывается собственная стендап-сцена, представители которой во время частичной мобилизации помогли молодым артистам перебраться в соседнюю страну и сделать первые шаги.
RTVI поговорил с российскими артистами о том, почему они выбрали Казахстан, а с местными организаторами концертов — о том, чем они помогают эмигрантам и какие культурные плоды это может принести в дальнейшем.</b><b> </b> <h2>Артур Шамгунов, стендап-комик: "Людям важно поделиться актуальным опытом и взглянуть на него с юмором".</h2> "Я не скрываю того, что уехал — написал об этом в соцсетях. Некоторые подписчики давно спрашивали меня — когда ты в Казахстан с концертами? А в России в последнее время было сделано все, чтобы мы отправились на эти гастроли. Я думаю, что всем все понятно: никому в моем окружении не нравилось то, что происходило до этого, но в сентябре нам сказали — вы мало того, что не можете выражать свое недовольство, вы еще и участвовать в этом должны<b>. </b>Поэтому я пустился в путь. И прошел через все то, через что проходили все россияне, выбравшие для релокации Казахстан — об этом много написано и рассказано, повторяться не буду. Я не знаю, как надолго я приехал.Там остались мои дети, близкие, бизнес…ну словом вся моя жизнь осталась в России.Я уехал, не в последнюю очередь, потому, что сложно, когда все вокруг напуганы и встревожены, кажется, что там не до шуток сейчас.
В Казахстане меня совершенно поразил масштаб помощи нам. Здесь были и друзья, и партнеры, с которыми были предварительные договоренности — и они очень организованно нам содействовали, огромная им благодарность. Но помогали и совершенно незнакомые люди: при поиске жилья, в ЦОНах (Центры обслуживания населения в Казахстане — RTVI), при поисках жилья — подходили, узнавали, что мы из России, давали советы.
У меня уже было первое выступление. Я был счастлив: выходить на сцену для меня — значит возвращаться обратно к жизни, это снимает стресс от всего того, что произошло со мной за последнюю неделю. Аудитория принимала очень хорошо. Особенно ценятся шутки на злобу дня — а не, конечно, домашние заготовки, написанные еще в Москве. Я старался рассказывать и шутить о том, как я переходил границу, как собирался и что увидел в первые минуты в Казахстане. Это попадает в обе аудитории: вновь прибывшим интересно услышать чужой опыт, казахстанцам — понять, какими глазами на них смотрит чужестранец. Ко мне подходили люди из России, рассказывали свои истории — людям важно поделиться актуальным опытом и взглянуть на него с юмором. То есть, проще говоря, выдохнуть. <div class="intext-grey">
"Казахстанцам тоже интересно — для них, к счастью, военные действия происходят где-то „там“. Но все равно влияют на их жизнь: в ЦОНах очереди, жилье дорожает, на улицах много приехавших россиян. И им тоже надо об этом поговорить".
</div> О заработках российских стендап-комиков пока сказать сложно — но в целом артисты, у которых есть русскоязычная аудитория в Казахстане, смогут здесь хорошо работать. Но понятно, что сейчас на рынок выйдет много ребят из России, и здесь им придется конкурировать с местными. В Казахстане есть развитая индустрия стендапа — много классных местных комиков: у них есть понимание менталитета, но при этом они совершенно не оторваны от мира. Их московским коллегам придется конкурировать с сильными партнерами. Кажется, на такое количество комиков недостаточно сейчас мест для выступления. Но я далеко не все видел, их уже становится больше. Свои центры стендапа есть в Алматы, Астане, в приграничных городах. Проеду, посмотрю и расскажу подробнее.
Сложно сказать, станет ли Казахстан центром русскоязычного стендапа. Должно пройти время — пока что, конечно, видно, где местный комик, а где приезжий. Станет ясно, кто уедет, а кто останется здесь жить. Но я не исключаю, что все сместится в Казахстан.
Конечно, я надеюсь, что в России произойдет что-то, что позволит людям вздохнуть свободно и мы сможем вернуться домой. Это наивно, но хоть какая то надежда.". <h2>Сергей, стендап-комик:<b> "</b>Теперь совершенно по другому буду относиться к мигрантам в России".</h2> "Во время „дня икс“ я находился со своей девушкой у ее родственников, недалеко от границы с Казахстаном. И, когда „началось“, подумал, что мы, наверное, оказались тут не зря — что называется, в нужное время и в нужном месте. И раз нам это не стоит огромных усилий — надо брать билеты на автобус. Нам на двоих это стоило 2800 рублей — правда, мы успели до того момента, как цены взлетели до небес. А мне как раз недавно перевели гонорар за работу, так что все как-то сошлось. Появился коридор, появились деньги, все прямо намекало — уезжайте.
После того, как мы приехали в Казахстан, дали знать об этом всем друзьям и близким. Один из продюсеров, знакомый мне еще из Москвы, — он здесь уже около полугода, — тут же предложил помощь, поделился контактами [местных организаторов]. <div class="intext-grey">
"Вообще, мне охотно помогали все, кому бы я ни писал. В первом приграничном городе не было вообще свободных гостиниц, и нас разместил у себя местный комик. Организаторы охотно поставили меня в свои концерты, встречали нас и провожали, показывали город. От такого теплого отношения иногда прямо слезы наворачивались".
</div> В Казахстане очень мощное стендап-сообщество, недавно в Алматы проходил крупный фестиваль. Для российского комика эта страна привлекательна еще и тем, что здесь все говорят и понимают по-русски. Если в Грузии или Армении это небольшой процент зрителей, то здесь на нашем языке говорит вся страна. В Астане российские артисты уже начали снимать свои стендапы, и они набирают большие цифры просмотров в ютьюбе и инстаграме*. А это значит, что появляется инфраструктура — есть оборудование, есть продакшн-студии и, конечно, аудитория.
А вообще Казахстан — это огромная и красивая страна, и здесь можно выступать не только в паре туристических мест: уже почти во всех больших городах есть стендап-клубы или бары. Лично я уже прокатился до Караганды, Астаны, Алматы и Костаная.
Даже если ты немного известен в России, в Казахстане тебя могут при этом вообще не знать. И это нормально: просто выходишь и шутишь, зал реагирует хорошо — пришлось разве что адаптировать некоторые шутки и слова под местные реалии — например, заменить МФЦ на ЦОН, и тп. Местное стендап-комьюнити также сделало для нас памятку о том, как себя вести, и о чем лучше не шутить, но этих моментов совсем немного. Мы все это понимаем и с уважением относимся к чужой культуре.
То, что сейчас делает эта страна для мигрантов — это очень человечно, я лично такого никогда не забуду, и теперь совершенно по другому буду относиться к мигрантам в России". <h2>Андрей Фролов, стендап-комик<b>: "</b>Казахстан станет зарубежным центром русскоязычного юмора".</h2> "Честно говоря, ни я, ни кто-либо из моих коллег не планировал гастролей заранее, а если и организовал их себе, то вынуждено — так или иначе большинство оказалось здесь в связи с частичной мобилизацией. А Казахстан многие комики выбрали, что называется, по дружбе: раньше многие казахстанские комики приезжали в Москву, выступали. Россияне, в свою очередь, ездили в Казахстан. Так что стендап-комьюнити свой выбор сделало уже на основе накопленных связей.
Зрителей в залах и барах на мероприятиях не стало меньше: как и после 24 февраля, люди захотят отвлечься, обсудить все происходящее и найти ту точку, в которой над этим всем можно хотя бы пошутить.
Знаю, что часть комьюнити выбрало Грузию и Турцию, причем туда поехали в том числе и те, кто умеет и может выступать на английском языке. А Казахстан, конечно, станет зарубежным центром русскоязычного юмора именно в силу языковой ситуации — по-русски в здесь говорит большинство". <h2>Батыр, организатор концертов: "Многие наши артисты приняли близко к сердцу судьбу коллег".</h2> "В первые дни мобилизации стало ясно, что многие российские представители нашего сообщества поехали в сторону Казахстана. Мы здесь, недолго думая, сделали чат, куда стали добавляться люди со всей страны, из разных ее регионов — сначала были в основном из приграничья, потом добавились и люди из центральных городов. Там были и сами артисты, продюсеры, организаторы концертов. Сначала помогали советами и координацией, затем получилось делать даже больше: находили свободные номера и отели, ездили встречать к границе — в зависимости от возможностей и ресурсов у людей.
Хочу особо выделить город Актобе — он близко к границе, и многие наши артисты приняли близко к сердцу судьбу коллег. Россиян встречали на границе, моментально селили по родственникам, кормили и помогали. Не только россияне, но и казахи благодарны им за отзывчивость.
Сейчас я уже вижу, как в центральных городах на „открытых микрофонах“ и на выступлениях в разных местах, проводящих мероприятия, стали появляться русские комики; есть уже совместные выступления с местными. Уровень развития этой индустрии не такой как в Москве, плюс у переехавших нет своих каналов для организации выступлений — это негативный момент; многим здесь будет сильно сложнее. Создадут ли российские артисты конкурентную среду — вот здесь не берусь судить с уверенностью и делать прогнозы. Но новая струя, новые идеи — это всегда хорошо, это всегда заряжает. <div class="intext-grey">
"Я очень надеюсь, что открытое и сочувственное отношение казахстанцев к россиянам принесет культурные плоды, что это будет способствовать не только обмену идеями в индустрии, но и на более общем уровне — приведет к изменению картины восприятия одних наций другими. Казастанцам не привыкать помогать, здесь так принято — это связано с историей страны и нации. В Советском Союзе в Казахстан высылали „репрессированные” народы — корейцев, чеченцев, немцев. Так что, получается, история повторяется — мы повторяем путь наших предков и принимаем у себя чужестранцев".
</div> Очень бы хотелось, чтобы в результате нашего нынешнего культурного взаимодействия изменилось бы отношение к людям центральноазиатского происхождения, к мигрантам. И мне кажется, это вполне может произойти в ближайшем будущем — если, конечно, не будет смыто из восприятия россиян какими-то более насущными проблемами и кризисами". <h2>Где в Казахстане делают стендап</h2> Одним из выраженных городов-лидеров в области стендапа в Казахстане является Алматы, считают местные представители индустрии, с которыми поговорил RTVI. Самым популярным называют Stand by Club, в котором выступают как местные артисты, так и их коллеги из России: как и везде, здесь проводятся открытые микрофоны. В сентябре площадка провела свой фестиваль Alem Comedy Fest. Пионером в области стендапа в городе называют Ray Standup Club — эта площадка не имеет резидентов, и проводит мероприятия по уикендам.
Есть и независимые "лейблы", чьи мероприятия проводятся на гостевых площадках — например, Otval Concert, созданный Антоном Дубининым и Ангелиной Закировой — в декабре минувшего года они устроили концерт в Алматы комика Идрака Мирзализаде, которому российские власти <a href="https://rtvi.com/news/komiku-mirzalizade-zapretili-vezzhat-v-rossiyu-do-2035-goda/">запретили</a> въезд на 35 лет за шутку, которую в МВД России посчитали оскорбительной для русских. Еще одно такое объединение Comedy.Buddy также занимается концертами комиков и стендаперов и аттестует себя как "максимально андерграунд". <h2>Звезды казахстанского стендапа</h2> Вероятно, одной из самых больших звезд стендапа в Казахстане можно назвать Нурлана Сабурова, объединяющего собой стендап-сцены двух государств: уроженец казахстанского Степногорска учился в Уральском университете в России, а несколько лет назад перебрался на постоянное место жительства в Москву. Начав с "Открытого микрофона" в шоу Stand Up в начале 2010-х, он к 2022 году стал комиком с международной карьерой.
В 2022 году во время американских гастролей от Сабурова на каждом выступлении требовали высказаться по поводу боевых действий на Украине, от чего он воздерживался. На одном из концертов на сцену вышла девушка в одежде, измазанной бутафорской кровью. Сабуров неудачно пошутил про природу пятен на ее одежде, после чего его концерты были отменены сначала в Чикаго, а потом и в городах Израиля.
Это правда, не мешает Сабурову гастролировать: в октябре в его графике концерты по городам Центральной Азии, среди которых Уральск, Алматы и Шымкент в Казахстане, Бишкек и Ош в Киргизии, Ташкент в Узбекистане. Билеты на его концерты стоят от 12000 до 35000 тенге, то есть от 1400 до 4700 рублей.
В декабре у Сабурова планируется российская часть тура — он должен посетить Москву, Ярославль, Нижний Новгород и Воронеж. Заключительное выступление ожидается в Барвихе. В России цены на билеты продаются примерно в том же диапазоне — от 1500 до 6000 рублей. Исключение — зал в Barvikha Luxury Village: минимальная стоимость билета на этот концерт — 7000 рублей.
Выступление на разогреве или в одном концерте или туре с Сабуровым считают для себя успехом менее опытные и более молодые казахстанские стендаперы. Этим могут похвастать, например, комики Мадияр Нурманбетов и Вячеслав Никифоров — об этом они <a href="https://www.the-village-kz.com/village/people/people/1689-ne-petrosyan">рассказали </a>изданию The Village Казахстан.
Еще одна звезда казахстанского стендапа — Евгений Чебатков. Как и Сабуров, он был гостем Юрия Дудя**. Потомок ссыльных поселенцев, в Россию попал в возрасте 16 лет. Учился как в России (Томский государственный университет), так и в Канаде (закончил там магистратуру в Ниагарском колледже). Первый стендап, по его собственному признанию, представил на английском языке именно в этом вузе. По словам Чебаткова, его гонорар за концерт немногим меньше 150 тысяч рублей, а в месяц его заработок не переходит планку в миллион рублей.
<i>* принадлежит американской компании Meta, которая запрещена в России и признана экстремистской организацией</i>
<i>**признан властями России иностранным агентом</i>
Свежие комментарии