На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Телеканал RTVI

374 подписчика

Свежие комментарии

  • Ирина Лодяновa
    Может нам уже и не ездить отдыхать в Абхазию? И кормить этот гнилой народец?«Грехопадение опп...
  • Стефания Новак
    России тоже надо высылать Посла и вручать ноту, когда армения нагло предает Россию и наносит удар в спину России. И с...Армения вызвала п...
  • Alexandr Trynin
    Вот он, настоящий мужик. Это не резерв кадров, а готовый качественный Кадр.Отправившийся доб...

“Русский ковчег мужских типов”. “Снегирь” Бориса Хлебникова и другие фильмы, которыми запомнится 45-й Московский кинофестиваль

Московский кинофестиваль, один из старейших в мире, впервые в современной истории проходил в условиях санкций и будучи исключенным из класса “А” международной кинофестивальной классификации. RTVI попросил кинокритиков рассказать о фильмах и сериалах, которые им запомнились в программе юбилейного, 45-го ММКФ.

<b>Победой бразильского фильма “Три брата” завершился 45-й Московский кинофестиваль. Один из старейших в мире, он в первый раз в современной истории проходил в условиях санкций и будучи исключенным из класса “А” международной кинофестивальной классификации. RTVI попросил профессиональных кинозрителей, то есть критиков, поделиться впечатлениями о фестивале и рассказать о фильмах и сериалах, которые им запомнились в программе юбилейного ММКФ. </b>

<b>Константин Баканов, обозреватель издания “Собеседник”</b>

<span style="font-weight: 400;">Я, честно говоря, ожидал, что ММКФ превратится в пропагандистскую площадку, вслед за многими другими подобными институциями. Но нет — я не увидел там ни одной пропагандистской картины. Наоборот — увидел фильмы вполне свободные, а по нынешним временам, даже слишком свободные.</span>

<span style="font-weight: 400;">Например, мексиканский фильм </span><b>“Черная луна” </b><span style="font-weight: 400;">— история про то, как в одном провинциальном поселке власти вместе с коррупционерами-строителями собираются строить дамбу, и это резко меняет жизнь людей, в нем живущих, например, ставит большой крест на туристическом бизнесе.

Я после сеанса спросил у авторов, возможно ли вообще в Мексике снимать такие фильмы, не опасно ли это. Мне ответили: до 2018 года это было не очень возможно, а потом сменилось правительство, и вслед за этим изменилась ситуация — например, все прототипы наших героев, включая самых высокопоставленных, сейчас в тюрьме.</span>

<span style="font-weight: 400;">Очень хороша была документальная программа. Очень понравился документальный цикл </span><b>“История российских тюрем” </b><span style="font-weight: 400;">Сергея Попкова и Юлии Бобковой: </span><b>“Владимирский Централ”, “Кресты” и “Бутырка”.</b><span style="font-weight: 400;"> Съемочную группу — понятно, с определенными ограничениями — допустили к съемкам прямо на территории этих изоляторов. Есть интервью как с арестантами, так и с сотрудниками — это очень интересно и неожиданно. </span>

<span style="font-weight: 400;">Большой популярностью пользовался документальный фильм </span><span style="font-weight: 400;">«</span><span style="font-weight: 400;">Михаил Горшенев. Легенда о “Короле и шуте”</span><span style="font-weight: 400;">»</span><span style="font-weight: 400;"> Дарьи Иваньковой. Он появился на фоне нового витка “КиШемании” — сериала (доступен на онлайн-платформах) и выставки (проходит в столичном пространстве “Винзавод”), посвященной русскому панку.</span> <span style="font-weight: 400;">Но я бы сказал, что фильм не эксплуатирует, а скорее объясняет истоки этого явления, передавая ту энергетику, которой в свое время охватил российских молодых людей. Иванькова до этого сняла фильм про лидера группы “Черный обелиск” Анатолия Крупнова — и он тоже блестяще передавал энергетику этого артиста. </span>

<span style="font-weight: 400;">Этот фильм зарифмовался у меня с еще одной документалкой, которую представил Игорь Бутман. Его сложно заподозрить в нелояльности к власти. Он сделал фильм к столетию российского джаза — но все равно получилось про музыку на фоне времени. По судьбе джаза, по его периодам расцвета и опалы можно видеть, как менялась судьба страны. В частности, он там описывал, как после ввода войск в Чехословакию джаз был под запретом и в подполье, а потом снова расцветал. </span>

<span style="font-weight: 400;">Конечно, сильными были и фильм-открытие, и фильм закрытия — </span><b>“42 минуты”. </b><span style="font-weight: 400;">Это, если так можно выразиться, испанская версия нашего “Движения вверх” — история трудного матча сборной Испании по водному поло на чемпионате мира в Барселоне, ставшей в 1992 году свое время поводом для всеиспанского ликования. Несмотря, кстати, на то, что победу сборной удержать не получилось — тем не менее, они стали тогда национальными героями. </span>

<span style="font-weight: 400;">Ну, и фильм-открытие “Снегирь” произвел большое впечатление — про двух гламурных столичных пацанов, которые после мореходного училища приходят на практику на ржавую посудину, которая уходит в море. Это одновременно картина очень “социальная”, но при этом совершенно зрительская, с прекрасными Александром Робаком и Тимофеем Трибунцевым. Проблемная, но при этом дорого и хорошо сделанная. Она держит весь фильм. </span>

<b>Егор Москвитин, критик и куратор программ</b>

<span style="font-weight: 400;">На фильм “Снегирь”, снятый Борисом Хлебниковым по сценарию Натальи Мещаниновой, я сходил из любопытства — стараюсь смотреть все, что они делают, тем более — вместе. И, в целом, вышло так, что фестиваль начался с самого большого события. “Снегирь” — потрясающая драма о том, куда мы движемся прямо сейчас. Очень откровенная, очень мрачная, но при этом способная нести целительную функцию, если правильно интерпретировать то, что видишь. </span>

<span style="font-weight: 400;">Это история о рыболовном корабле, на котором идут в море самые разные российские мужчины — молодые и зрелые, наглые и робкие, свободные и уставшие. И они вдруг все вместе сталкиваются с безжалостной морской стихией, которая проверяет их на мужественность, на солидарность, на братство и на человечность. И в этом фильме играют потрясающие актеры — это и покойный Евгений Сытый, и Александр Робак, и молодой Макар Хлебников, сын режиссера. Вместе они представляют своего рода портретную галерею мужских типов, русский ковчег характеров. </span>

<span style="font-weight: 400;">Один из сильнейших российских фильмов года, независимо от того, какие там фильмы выйдут дальше. И большая удача ММКФ — продюсер картины Сергей Сельянов до последнего верил, что фильм возьмут в конкурс фестиваля в Каннах, но в итоге не вышло, и он отдал его Москве. Как мне кажется, имело место проявление смелости со стороны отборщиков фестиваля — чтобы поставить такую картину в открытие, нужно было много решимости. </span>

<span style="font-weight: 400;">Также хотел рассказать о еще одной заметной картине, которая куплена для проката — “Безумная Хайди” Йоханнеса Харманна и Сандро Клопфштейн. Это злободневная политическая сатира, при этом совершенно абсурдная: антиутопия про Швейцарию будущего, в которой некий сырный магнат заставляет всех есть сыр и запивать молоком, закусывать шоколадом. Людей с непереносимостью к ингредиентам этих продуктов отправляют в концлагеря и объявляют врагами народа. Каждый день нужно съесть норму шоколада (фабула напоминает нам “Норму” Владимира Сорокина, не так ли?). Порядок в стране поддерживает фашистского типа армия, вызывающая ассоциации с Третьим рейхом. Но все это вдруг рушится, когда маленькая отважная девочка по имени Хайди решает бросить вызов диктатуре. Это черная комедия, совершенно ненаучная фантастика — и, в то же время, к сожалению, очень актуальное кино. </span>

<span style="font-weight: 400;">Ну и, наконец, хочу отметить программу российских сериалов под названием </span><b>“Первая серия” </b><span style="font-weight: 400;">— там показывали как раз то, что можно будет скоро увидеть на платформах. Самый необычный из них </span><b>“Райцентр”</b><span style="font-weight: 400;">, который стал первой работой в кино театрального режиссера Данила Чащина. Потрясающая история, которую ни с чем нельзя сравнить: выпускников деревенской школы, которые спустя 20 лет встречаются, чтобы отметить юбилей своего “освобождения” из этой самой школы и этой самой деревни. Внезапно они, во-первых, находят машину с трупом, который образовался еще 20 лет назад — во время выпускного. Во вторых, они находят некий “метеорит”. В третьих, появляется какой-то человек, похожий то ли на маньяка, то ли на пришельца. Ну и, как часто бывает в абсурдных комедиях, все начинают друг друга убивать. Очень хочу отметить работу невероятно смешной Кристины Асмус. Сами авторы говорили, что ориентировались на “Фарго” братьев Коэнов, но уместнее это сравнить с работами Марка Черри, который придумал “Отчаянных домохозяек”.</span>

<span style="font-weight: 400;">Также отмечу третий сезон сериала </span><b>“Мир, дружба, жвачка”</b><span style="font-weight: 400;">. Из комедии про подростков, живущих в России в 90-е, из ностальгического проекта, он превратился большую и могучую семейную сагу. Из воспоминаний о нашем детстве в 90-е годы — в картину о страхах и тревогах наших родителей, которые каким-то чудом нас во время этой турбулентности совсем неплохо воспитали. Это кино тоже, кстати, снял выходец из театра — Антон Федоров (ученик Кирилла Серебренникова, автор постановки “Петровы в гриппе” в “Гоголь-центре — RTVI). </span>

<span style="font-weight: 400;">Вообще, фестивали гораздо меньше скованы ограничениями, на них действительно можно показывать очень смелые вещи. Он сохранил статус международного, но фестивалю гораздо тяжелее привлекать иностранных гостей и достойные фильмы именно в основной конкурс. В то же время, лишение фестиваля класса “А” по международной системе фестивалей, позволяет ММКФ менее строго подходить к регламенту отбора — не гоняться за премьерными показами, а руководствоваться именно качеством той или иной картины.</span>

<b>Лариса Малюкова, обозреватель “Новой газеты”</b>

<span style="font-weight: 400;">Самым сильным фильмом на ММКФ, мне кажется, стал фильм открытия — “Снегирь”: думаю, что не выдам тайну, если скажу, что создатели картины ждали приглашения из Канн, и в конкурс фестиваля во Франции его не взяли исключительно по политическим причинам. Если бы “Снегирь” участвовал в конкурсе ММКФ, он бы и победил. Это мощнейшая картина, мощнейшее высказывание про современную Россию, очень важное для нас и очень больное — о разрыве поколений, о жизни сегодня, об ощущении, что нет никакой коллективной вины. Затронут огромный пласт проблем — и поколенческих, и человеческих, экзистенциальных. При этом “Снегирь” — жанровая картина, она очень хорошо смотрится. И это, конечно, мое главное впечатление от ММКФ в этом году. </span>

<span style="font-weight: 400;">Вторая важная картина — это мексиканская “Черная луна” Тонатью Гарсие (он получил приз за режиссуру, а сам фильм — приз зрительских симпатий — RTVI). Это история социальная и поэтическая, у которой много перекличек с нашей действительностью — и прошлым, и настоящим. За гигантские взятки строится дамба, которая поставит крест на жизни целого поселка — перекрыты реки, завозится бетон…. Для русского сердца это очень узнаваемые мотивы: давайте вспомним Рыбинское водохранилище, воспетое Ларисой Шепитько и Элемом Климовым (в фильме “Прощание” — RTVI), вспомним борьбу за Байкал, за Химкинский лес, в конце концов. </span>

<span style="font-weight: 400;">Еще хочу обратить внимание на картину </span><b>“Невеста мертвеца” </b><span style="font-weight: 400;">из Румынии. Это черная комедия и кино про кино. Документалисты снимают в маленьком городке фильм о национальных традициях — о ритуалах, связанных с рождением, любовью и смертью. Первые две части они сняли, а вот похорон все нет и нет — никто не умирает. И тогда они решают инсценировать похороны — ну сколько можно ждать? И вот тут начинает происходить нечто совершенно необыкновенное: когда они врываются своей грубой силой в это недра традиций народа, то темные силы им начинают мстить. Очень поучительное и неглупое послание.</span>

<span style="font-weight: 400;">Были у меня и антиоткрытия. Я посмотрела несколько серий нового сериала Николая Хомерики </span><b>“Спасти единственного сына”</b><span style="font-weight: 400;"> — о матери, ищущей сына в горячих точках. Несмотря на актуальность темы, он мне не открыл ничего нового. А второе неприятное удивление — картина “</span><b>14+. Продолжение” </b><span style="font-weight: 400;">Андрея Зайцева. Это действительно продолжение его совершенно очаровательной истории о любви подростков из спальных районов. В “...Продолжении” он превратил эту историю в агитку про то, как хорошо и правильно, что парень идет в армию — получилась такая листовка для агитаторов от военкоматов с призывом записываться добровольцем. Кажется, эта картина запускалась еще до февраля 2022 года, но сегодня, чтобы выпускать такую картину… нужно иметь, на мой взгляд, решимость. И Зайцев решился, что сказать. </span>

<span style="font-weight: 400;">Чтобы не заканчивать на этом, хочу отметить еще фильм</span><b> “Первая любовь”</b><span style="font-weight: 400;"> Светланы Проскуриной. Это такая кинопоэма о том, как искать в себе чувства. Любовь у большинства героев — не первая по времени, у некоторых из них она превращается в ненависть, а потом опять в любовь. Сценарий мне показался довольно невразумительным, а вот снята картина очень красиво. </span>

<span style="font-weight: 400;">Московский фестиваль из международного события, претендующего на общеевропейский и общемировой глобальным статус, превращается в праздник национальных кинематографий — румынской, латиноамериканской, испанской, иранской; начинает терять свой былой статус. С другой стороны, говорить, что это произошло — неправильно: кураторы старались, чтобы показы были премьерными, фильмы — интересными. Но каким ММКФ будет уже через год? Много ли стран останется? </span>

<span style="font-weight: 400;">Парадокс в том, что если и немного, то это ничего не изменит. Люди, которые любят кино, они будут ходить на иранское кино, китайское — на то, которое останется. Но выбор все равно должен быть большой, чтобы отборщики выбирали лучшее из много, а не из чего придется.</span>

 

Ссылка на первоисточник
наверх