В России предлагают сократить срок обучения в школе и отказаться от преподавания теории Дарвина. Бывший депутат Госдумы Олег Шеин рассказывает, как получилось, что в России говорят об этом, а в мире существенное количество стран переходят на 12-летнее школьное образование.
<strong>В России предлагают сократить срок обучения в школе и отказаться от преподавания теории Дарвина.
Бывший депутат Госдумы Олег Шеин рассказывает RTVI, как получилось, что в России говорят об этом, а в мире существенное количество стран переходят на 12-летнее школьное образование.</strong> <h2><b>Школьный курс как непозволительная роскошь</b></h2> «У нас 11 лет обучения в школах, — это непозволительная роскошь. Будто мы живем с вами в XIX веке. Оно должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным», — <a href="https://www.rbc.ru/society/25/09/2024/66f3a4b19a7947da82d95607?ysclid=m1iw7c2745805050053">заявил</a> помощник президента Владимир Мединский.«Дискуссия более чем оправданная», — <a href="https://russian.rt.com/russia/article/1373996-sokraschenie-vremya-obrazovanie-peskov-medinskii">поддержал</a> коллегу в тот же день пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Вслед за государственными мужами подтянулись представители деловых кругов. Президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин <a href="https://rg.ru/2024/09/25/kratkoe-soderzhanie.html">призвал</a> не терять время на раскачку: <blockquote>«Положительно отношусь к декларируемым подходам, но действовать надо очень быстро.
Производство работает с нагрузкой в 300-400 процентов, а молодежь не идет».</blockquote> Такой подход не мог не найти понимания. Глава Департамента госполитики в сфере воспитания Минпросвещения Наталия Агре предложила отправить школьников в Сибирь строить железные дороги. «Надо, чтобы участвовали все, от 14 до 35 лет, две недели или месяц, как армия», — <a href="https://tek.fm/news/170526">заявила</a> она. Сама чиновница с лопатой и кайлом в Сибири, правда, не работала и вряд ли собирается. До прихода на госслужбу она была крупным рекламным подрядчиком ГИБДД России, и по последней опубликованной <a href="https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https://xn—80adrabb4aegksdjbafk0u.xn—p1ai/upload/iblock/a3c/9te528ppw9f5xwuf31w556j0ryaobh7c.docx&wdOrigin=BROWSELINK">декларации</a> получала в год более 58 млн рублей.Отдельная дискуссия у государственных мужей идет по гендерной части. В Совете Федерации в прошлом году <a href="https://dzen.ru/a/ZVObORGwL2M4x9ZX">рассказывали</a>, что «нужно перестать ориентировать девушек на высшее образование». Идея понравилась главе Минздрава Михаилу Мурашко, <a href="https://ngs.ru/text/world/2023/07/19/72509639/?ysclid=ltb99xl8u1291526391">сообщившему</a>, что женщине вначале надо родить, а уже потом, с ребенком на руках, заниматься получением профессии. С ним согласился глава комитета по экономике Совфеда Андрей Кутепов, <a href="https://www.kommersant.ru/doc/7183431?ysclid=m1nk2wzm87541160286">предложивший</a> давать лишние баллы абитуриенткам, которые родили детей до поступления в ВУЗ, что логично ставит в практическую плоскость и вопрос декретного отпуска школьницам.
Наконец, губернатор Брянской области Александр Богомаз недавно <a href="https://lenta.ru/news/2024/09/12/v-rossii-prizvali-davat-vysshee-obrazovanie-tolko-detyam-s-prirodnym-darom/?ysclid=m1nihbzjue984420573">сообщил</a>, что высшее образование надо давать не всякому, а лишь детям с «природным даром». Понятно, что сам Богомаз является одаренным человеком, причем во всех смыслах этого слова, и <a href="https://gorod-tv.com/news/obschestvo/92710">декларирует</a> совместно с супругой ежегодный доход более 1,4 млрд рублей.
В общем, есть в стране люди со свежим мышлением, готовые серьезно заняться образованием российских детей. <h2><b>Вместо Дарвина — задачи отделения в различных видах боя</b></h2> Разумеется, если сокращается время школьного образования, то сокращаются и конкретные предметы. Пару лет назад из обязательной школьной программы <a href="https://gorod-tv.com/news/obschestvo/92710">выпали</a> сразу шесть предметов, включая право и экологию. Теперь речь <a href="https://lenta.ru/news/2024/09/25/v-rossii-zahoteli-ubrat-iz-shkolnoy-programmy-odin-bespoleznyy-predmet/?ysclid=m1iw21u6ui119852358">зашла</a> о сокращении обществознания. Предмет «Место России в мире» был весьма символично <a href="https://aif.ru/society/education/cozdavaya_novoe_ministr_kravcov_rasskazal_kak_izmenyatsya_uroki_truda_i_obzh?ysclid=m1ne0l6yjc39182830">заменен</a> на дополнительные часы «Основ безопасности и защиты Родины». На них, в частности, <a href="https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1727603003&tld=ru&lang=ru&name=frp-obzr_5-9_26032024.pdf&text=%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%258B%20%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%20%25D0%25B8%20%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2589%25D0%25B8%25D1%2582%25D1%258B%20%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%258B%20%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B6%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5&url=https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/03/frp-obzr_5-9_260...">предполагается</a> изучать «организационно-штатную структуру отделения, боевые возможности отделения, задачи отделения в различных видах боя».
Интересны и изменения в преподавании уже имеющихся предметов. <div class="intext-black">
В Советском Союзе дичь и архаику капиталистического Запада иллюстрировали «обезьяньими процессами» в США. Теми самыми, когда воцерковленная общественность пыталась запретить изучение в школе теории Дарвина.
</div> «Ну, тупые», — иронизировал глядя на это просвещенный советский человек. Такие процессы в Штатах закончились лет сорок назад. Но начинаются здесь.
Экс-премьер Чечни, а нынче помощник председателя российского правительства Муслим Хучиев в ходе первого заседания Всероссийского родительского комитета <a href="https://t.me/RotFront_su/16245">заявил</a>, что теорию Дарвина из школьной программы надо убрать. Его незамедлительно поддержали православный миллиардер <a href="https://t.me/kvmalofeev/2965">Константин Малофеев</a> и <a href="https://ria.ru/20240920/darvin-1973884756.html.">комиссия</a> по делам семьи РПЦ. В последней отметили, что эволюционная теория безнравственна.
Да уж, сюжет о том, как Господь Бог покарал все живое и истребил всех, включая младенцев, кому не нашлось места на ковчеге — нравственный, а теория происхождения видов — нет.
И ладно бы только это. <blockquote>«Интересный способ испытания веры, — <a href="https://azbyka.ru/news/glavreda-spasa-borisa-korchevnikova-obvinili-v-opravdanii-genocida">рассказывает</a> главред телеканала “Спас”, — пойди и вырежи, уничтожь народ».</blockquote> В общем, по части нравственности нас ожидает много открытий, а применительно к многострадальному Дарвину — закрытий.
Нельзя сказать, что описанная точка зрения совсем маргинальна. Курочка по зернышку клюет, и уже 30% россиян <a href="https://www.forbes.ru/education/521744-status-religioznyh-skol-zakrepat-v-zakone-ob-obrazovanii?ysclid=m1iwzzacz4985270890">поддерживают</a> идею запретить дарвинизм в школах. Та же треть граждан <a href="https://daily.afisha.ru/news/91268-opros-bolshaya-chast-rossiyan-ne-soglasny-chto-obuchenie-v-shkolah-nuzhno-sokratit/?ysclid=m1nm7vud3y596356581">разделяет</a> и предложение учиться поменьше. Видимо они же, руководствуясь личными наблюдениями и здравым смыслом, согласно <a href="https://madan.org.il/ru/groups/kazhdyy-tretiy-grazhdanin-rossii-ne-soglasen-s-kopernikom">опросу</a>, считают, что не Земля вращается вокруг Солнца, а совсем наоборот. И не станем же мы предполагать, что ВЦИОМ, проводивший эти исследования и публикующий еженедельные рейтинги президента, нас обманывает?
А пока государственные школы явно испытывают дефицит финансирования, группа депутатов совместно с РПЦ <a href="https://www.forbes.ru/education/521744-status-religioznyh-skol-zakrepat-v-zakone-ob-obrazovanii?ysclid=m1iwzzacz4985270890">подготовила</a> проект закона о приравнивании церковных школ к государственным. Речь, понятно, о бюджетных деньгах, вплоть до учебников, питания, приобретения техники, оплаты ЖКХ и ремонта зданий. Аккредитация школ, впрочем, будет проводиться не специалистами с их устаревшими светскими подходами, а профильными службами Патриархии или духовного управления мусульман. Буддисты, католики и тувинские шаманы пока до должной степени организации не дошли, но все только начинается.
В религиозных школах, понятно, будут обходиться без богоборческих учений. В разъяснении же возникающих у учеников вопросов церковь проявляет завидную изобретательность. Священник Максим Каскун, например, <a href="https://interesnoe.me/source-32482446/post-321485">рассказывает</a>, что все динозавры были взяты и в Ноев ковчег, однако после великого потопа «не смогли размножиться» потому что «изменился климат».
Протоиерей Кирилл Иванов <a href="https://pikabu.ru/story/protoierey_kirill_ivanov_rasskazyivaet_chto_georgiy_pobedonosets_zakolol_dinozavra_11835874?ysclid=m1iwyl3xm4915211938">дополнил</a> высказывание коллеги аргументом, что люди неоспоримо были современниками динозавров, очевидным свидетельством чему является подвиг Георгия Победоносца, изображенный, к слову, на государственном гербе.
Есть уже и специализированные учебники. Свято-Троицкая Сергиевская Лавра выпустила уже третье <a href="https://old.scienceandapologetics.com/books/pdf/vertyanov_uchebnik_po_biologii_10_11.pdf">издание</a> «Общей биологии» Сергея Вертьянова. В нем детям предлагается ответить на вопрос «чем питались хищники до грехопадения первых людей», и сообщается, что «наблюдается все больший интерес научного мира к возможности согласования науки с библейским шестидневьем, понимая под днями творения 24-часовые дни». И да, самой Земле, разумеется, не миллиарды лет, а 7500. Как записано в Книге Бытия.
Уравнивание церковных и светских школ неизбежно будет означать и изменение вопросов ЕГЭ по биологии. В самом деле, не могут же вопросы ЕГЭ принципиально не учитывать особенностей обучения детей из церковных учреждений? Так что логично ожидать, что рассказ о сотворении Вселенной за неделю окажется и в стандартном школьном курсе. Именно это и <a href="https://www.vedomosti.ru/society/news/2024/09/29/1065264-legoida-obyasnil?ysclid=m1nlokp7ue863793387">предлагает</a> глава Синодального отдела РПЦ по связям со СМИ Владимир Легойда.
С церковью за просвещение детей состязаются и государственные службы. В одной из школ Бурятии, по информации, полученной в местном МВД, <a href="https://www.gazeta.ru/social/news/2024/09/25/24001111.shtml?ysclid=m1nh8e7a9h798383221">открыли</a> полицейский класс. Хотя омбудсмен региона по правам ребенка потом <a href="https://t.me/pdmnews/73922">заявила</a>, что СМИ все неправильно поняли и никакого класса нет, стоит все же отметить, что в изначальной публикации говорилось, что изучать эту профессию дети начнут со второго класса, то есть с восьми лет. Да еще и сообщалось, что указанное выше образовательное учреждение заключило договоры на профподготовку не только с полицией, но и с УФСИН. А в Челябинской области и Татарстане одно время детям <a href="https://daily.afisha.ru/news/33097-palkoy-sverhu-bey-fsin-pokazala-shkolnikam-zlatousta-kak-razgonyat-tolpu/?ysclid=m1nh9c3izr656958582">показывали</a> разгон демонстраций с дубинками, щитами и призывами «палкой сверху бей!», но и тут после возмущения несознательных родителей мероприятия были свернуты. <div class="intext-black">
Впрочем, капля камень точит. Вслед за Бурятией подшефные классы УФСИН появились на <a href="https://www.kuban.kp.ru/online/news/6009675/?ysclid=m1nhgjcuyw907196649">Кубани</a>, в <a href="https://www.mk-kalm.ru/social/2024/05/05/v-odnoy-iz-shkol-kalmykii-sozdadut-podshefnyy-klass-ufsin.html">Калмыкии</a>, <a href="https://vk.com/wall-216552455_2825?ysclid=m1nhiiz25h269600790">Омске</a>… И список вполне можно продолжить.
</div> Напомним, что с 2002 года <b>ч</b><b>исло учителей русского языка в школах России </b><a href="https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994"><b>сократилось</b></a><b> с 200 тысяч человек до 128 тысяч, </b><a href="https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/898893701.pdf"><b>математики</b></a><b> со 167 тысяч до 98 тысяч, физики с 61 до 31 тысячи, химии с 47 до 23 тысяч </b>и иностранного языка с 133 до 121 тысячи. <h2><b>Какие перемены нам нужны?</b></h2> В свете рацпредложений Мединского и Пескова о сокращении школьного курса стоит посмотреть, на то, что происходит в мире.
В Великобритании дети учатся 13 лет, а образование включает в себя три этапа: начальное (1-6 класс), среднее (7-11 класс) и старшее (12-13 класс, — понятно, что уже необязательные).
Похожая система <a href="https://gdemoideti.ru/blog/ru/skolko-let-uchatsya-v-shkolakh-rossii-i-drugikh-stranakh">существует</a> во Франции, с тем отличием, что в стране Декарта применили более звонкие названия и ступени называются «начальная школа», «колледж» и «лицей». Лицеи уже специализированные — общие или технологические. Всего обучение длится 13 лет.
В США действует двенадцатилетняя система: начальное обучение может занимать шесть лет, а среднее обычно состоит из двух ступеней по три года. В Германии четыре начальных класса, пять лет длится средняя школа и еще три года учеба в старших классах.
На эту же систему <a href="https://skillbox.ru/media/education/skolko-let-uchatsya-v-shkole-v-rossii-i-v-drugikh-stranakh-mira/?ysclid=m1iwnnts5l502285564">переходят</a> страны БРИКС. В Индии в 2020 году приняли план национального образования, согласно которому начальная школа и средние классы занимают пять и три года соответственно, а обучение в старшей школе — четыре года. В сумме получается 12 лет. В Китае также предусмотрено 12-летнее обучение, с шестью годами начального и шестью годами среднего образования в двух ступенях.
Более того. Полноценный школьный курс, дающий право на поступление в университеты, <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_secondary_education_systems_by_country">длится</a> 12 лет в Гане, Нигерии и даже Южном Судане, хотя, разумеется, охватывает не всех детей. <div class="intext-black">
Столь длительный период не случаен. В условиях стремительно меняющейся экономики нужны специалисты, готовые к адаптации и усвоению нового. Поэтому в развитых странах и взрослые люди проходят переподготовку вплоть до пенсии.
</div> В Австралии недавно бастовали рабочие НПЗ, требуя бесплатного переобучения, — причем свое право они отстояли. В детстве человек наиболее восприимчив к усвоению нового, и нейронные связи, наработанные в этом возрасте, образуют фундамент для дальнейшего наращивания профессионального мастерства.
Поэтому время учебы возрастает. Но, похоже, не у нас, а там, на «бездуховном» Западе, «бездуховном» Востоке и в целом, получается, «бездуховном» Юге. Хотя есть и исключения в виде вполне духовного Афганистана.
Означает ли это что нам тоже надо переходить на 12-летнее обучение? Нет. Означает ли сказанное, что отечественное среднее образование не надо изменять? Тоже нет.
Хотя за тридцать три года, прошедших с распада Союза, произошла информационная революция, это не значит, что знание фактов перестало быть важно, поскольку все можно посмотреть в интернет. Изучение органической химии или тригонометрии в жизни напрямую могут и не пригодиться, но они развивают нейронные связи, тренируют мозг точно так же, как систематические физические упражнения тренируют мышцы.
Однако информационная революция поставила другой вопрос — верификации, то есть проверки информации. Мы живем в потоке сообщений, и способность выявить важное, сверить его с иными источниками и объективно сравнить аргументы вопреки даже собственному мнению становится основной грамотности.
Минобразования и Миннауки <a href="https://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/Indicators_education_2024.pdf?ysclid=lz6mjw5n7z762113210">сравнили</a> информационные навыки российских и европейских студентов. По состоянию на 2022 год навыками работы с программным обеспечением выше среднего обладали 68% российских студентов и 81% европейских. Это редактирование текстов, фото, видео, а также создание презентаций. Уровень «выше среднего» — значит обладание более чем двумя навыками.
Смотрим дальше: более чем двумя цифровыми навыками решения задач (то есть умением загрузить и настроить программу, совершить онлайн-покупку, просмотреть вакансии или провести финансовую проводку) обладают 35% российских и 79% европейских студентов.
<div class="intext-black">
Наконец, <b>умением найти информацию и проверить ее достоверность отличаются 33% россиян и 78% наших соседей</b>.
</div> Вот здесь есть точно о чем задуматься, поскольку ключевая задача образования в век интернета — это поиск достоверных данных и практическое применение возможностей информационных технологий в работе и повседневной жизни. Этому российская образовательная система пока учит плохо. И понятно почему — развитие критического мышления молодежи вполне может создать опасность для политической устойчивости. Но здесь уже четкий выбор: или политическая устойчивость вертикали власти, или интеллектуальное развитие страны.
Что до дарвинизма, то поскольку нынче иные верующие люди стали намного ранимее, чем полтораста лет назад, и регулярно требуют покарать тех, кто сомневается в здравомыслии их требований к россиянам, вспомним институтский курс и Алексея Константиновича Толстого, адресовавшего к предшественникам нынешних консерваторов в 1872 году такие слова: <p style="text-align: left; padding-left: 40px;"><em>Правда ль это, что я слышу, молвят овамо и семо</em></p> <p style="text-align: left; padding-left: 40px;"><em>Огорчает очень Мишу будто Дарвина система</em></p> <p style="text-align: left; padding-left: 40px;"><em>Полно, Миша, ты не сетуй, без хвоста твоя ведь ...</em></p> <p style="text-align: left; padding-left: 40px;"><em>И тебе обиды нету в том, что было до потопа.</em></p> <p style="text-align: left; padding-left: 40px;"><em>Способ, как творил Создатель, что считал он боле кстати</em></p> <p style="text-align: left; padding-left: 40px;"><em>Знать не может председатель Комитета по печати.</em></p>
<hr />
<em>Мнение автора может не совпадать с мнением редакции</em>
Свежие комментарии