Религиовед Роман Лункин рассказывает RTVI, к чему может привести реализация инициативы украинской власти по выдворению УПЦ из Киево-Печерской Лавры и передаче ее ПЦУ.
<strong>В марте Украина расторгла договор с Украинской православной церковью об использовании Нижней Лавры Киево-Печерской лавры, где находится резиденция предстоятеля УПЦ митрополита Киевского Онуфрия.
Монастырю УПЦ <a href="https://rtvi.com/stories/chto-izvestno-o-konflikte-ukrainskih-vlastej-i-kievo-pecherskoj-lavry/">предписано</a> до 29 марта освободить здания, которые он занимает. Скорее всего, их займет Православная церковь Украины, томос которой был выдан Константинопольским патриархатом в 2018-м году. Религиовед Роман Лункин рассказывает RTVI, к чему может привести реализация этого решения.</strong> <div class="intext-box">Роман Лункин — российский религиовед, социолог религии, публицист и журналист. Доктор политических наук, кандидат философских наук, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Сотрудник «русской группы» Кестонского института. Главный редактор научного журнала РАН «Современная Европа».
</div> <h2>Почему паства УПЦ не протестует активно против передачи Киево-Печеской лавры ПЦУ</h2> Все зреет и бурлит изнутри. То, что многие действия, направленные против Украинской православной церкви, которые раньше порождали целые демонстрации, не вызывают активной реакции, связано прежде всего с военным положением в стране.
С особом отношением ко всем группам людей, которые собираются на улицах, в том числе даже к группам церковных иерархов, епископов, собирающимся возле офиса Зеленского.Кроме того есть ожидание конкретных действий власти, того, на что она будет готова пойти. Все ждут, когда монахов станут изгонять из Киево-Печерской лавры. И если это будет происходить с применением силы, то, думаю, это вызовет активное противодействие. Оно будет как в Киеве, так и в регионах, где будут собираться местные церковные "майданы" в столицах областей. Например, это может случиться вокруг Почаевской лавры, которую тоже хотят отнять, а против наместника заведено уголовное дело за неповиновение полиции.
Однако на Украине подобные решения далеко не всегда приводят к конкретным действиям, к абсолютному воплощению их в жизнь. Это было видно было по церковным инициативам Порошенко, когда Верховная Рада принимала законы о ликвидации Украинской православной церкви. Но потом пришел Зеленский и фактически отменил действие этих законов.
Я думаю, что в частности с этим связана, кстати, надежда иерархов УПЦ на то, что Зеленский с ними встретится и разберется во всем. С их точки зрения он был "нормальным", а теперь вдруг почему-то перестал к ним адекватно относиться. Я и сам тут, честно говоря, не вижу до конца логики власти и не могу понять, зачем так поступать. <h2>Готова ли УПЦ покинуть Лавру</h2> Судя по отрывочным сведениям, получается, что действительно часть, если можно так выразиться, "руководящего состава" Лавры, и представители УПЦ готовы покинуть ее, поскольку уже приняты официальные решения. Все официальные бумаги получены, и они гласят, что до 29 марта им необходимо освободить помещения.
Что касается монашеской братии, то каждый из них может принять свое решение. Монахи разделились на разные группы. Одни могут склоняться к переходу в ПЦУ. Другие — напрямую в Константинопольский патриархат. Оба варианта подразумевают, что они смогут на более-менее законных основаниях остаться в Киево-Печерской лавре по договоренности с митрополитом Киевским и всея Украины от ПЦУ Епифанием.
<div class="intext-black">
Другая часть монахов останется верна Московскому патриархату и займет непримиримую позицию. И как раз их надо будет, по логике ПЦУ, вытаскивать из келий помощью полиции.
</div> Я не очень понимаю, как это вообще будет соотноситься с законом. Сменить руководство — это одно. Но с монахов, которые на законном основании проживают в Киево-Печерской лавре, государство не вправе спрашивать, к какой церкви они принадлежат, и выселять на основании принадлежности к УПЦ. <h2>Что мешает УПЦ влиться в ПЦУ</h2> Для воцерковленных людей каноническое пространство, разные юрисдикции имеют большое значение. Не только с точки зрения права, но и с точки зрения церковного устройства, с духовной точки зрения. Поэтому для УПЦ важно оставаться независимой национальной церковью.
У ПЦУ существует тесная связь с администрацией президента Зеленского, которая фактически контролирует ее. Поместная церковь Украины была основана при поддержке Кучмы, затем полностью перешла под контроль Порошенко, а теперь и Зеленского. Влиться в нее — значит просто стать подразделением офиса украинского президента.
К тому же это будет означать наступить на горло собственной песне и полностью подчиниться Константинопольскому патриархату, который поддерживает ПЦУ. А это подразумевает согласие с его решениями по поводу церковного раскола Украины, который произошел в 2018-м году и против которого УПЦ выступала.
В итоге такое решение раскололо бы в определенной степени саму УПЦ и подчинила бы тем решениям, которые принимал Константинополь. Согласно им, вся территория Украины и, как на днях <a href="https://rtvi.com/news/patriarh-varfolomej-vozlozhil-na-rpcz-otvetstvennost-za-konflikt-na-ukraine/">выяснилось</a>, Литвы принадлежит ему. С точки зрения УПЦ это полная потеря субъектности. <div class="intext-black">
Даже по нынешнему уставу РПЦ, и исходя из решения майского Собора 2022-го года, УПЦ является автокефальной самоуправляемой национальной церковью, у которой есть каноническая связь с Московским патриархатом. Но при этом нет никакой юридической и церковно-административной.
</div> Аббревиатуру «МП» УПЦ убрала из своего названия после 2014-го года. В 2015-м были внесены соответствующие изменения в устав Русской православной церкви. В нем появилась отдельная глава про Украинскую православную церковь, где был определен ее совершенно особый статус среди всех церквей, которые вообще относятся к РПЦ. Там было написано, что она является самоуправляемой, и центр ее управления находится в Киеве. Все было сделано так, чтобы соблюдался закон Порошенко.
Но, конечно, до 2022-го года некая церковно-административная связь между РПЦ и УПЦ все-таки существовала, поскольку митрополит Онуфрий участвовал в заседании Синода и управлении Московским патриархатом в целом. Но это не значит, что РПЦ управляла УПЦ. <h2>Как РПЦ может помочь УПЦ словом и делом</h2> Заявления играет большую роль. ОБСЕ, ООН — все эти площадки упоминались в заявлении Патриарха Кирилла. Они перечислены и в заявлении представителя Московского патриархата при Совете Европы архимандрита Филиппа Рябых. Глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) РПЦ, митрополит Антоний тоже очень хорошо выступал в ООН. Позже мы сможем обнаружить, что эти заявления достаточно много значат.
Что касается не слова, а дела, то с этим, конечно, существуют проблемы. На мой взгляд действия могут производиться только в отношении епархий Украинской православной церкви, которые сейчас находятся под контролем Московского патриархата. Все должно быть достаточно аккуратно, учитывая военно-политическую ситуацию.
В прошлом году три епархии в Крыму перешли под личное руководство патриарха Кирилла, но при этом формально остались в Украинской православной церкви. То же самое произошло на Донбассе, на новых территориях. Но некоторые из этих епархий до сих пор поминают Онуфрия, а некоторые — патриарха Кирилла, Некоторые остались самоуправляемыми епархиями, которые не поминают Онуфрия, потому что не согласны с решением майского Собора УПЦ 2022-го года. Так что здесь РПЦ не принимает никаких решений, которые были бы истолкованы как церковная аннексия. <h2>Сможет ли монашеская братия УПЦ и ПЦУ поладить в рамках Лавры</h2> Думаю, что в каждом конкретном случае отношения сложатся по-разному. Нельзя сказать, что развернется непримиримая борьба представителей УПЦ и ПЦУ, потому что на Украине за последние 20 лет накоплен достаточно большой опыт сосуществования и диалога разных юрисдикций.
Диалог Киевского патриархата ПЦУ и УПЦ велся на протяжении всех лет существования раскола. Для России сложно представить, чтобы кто-то общался с раскольниками, но на Украине — вполне. <div class="intext-black">
Поэтому я думаю, что в рамках Киево-Печерской лавры все-таки будет выстроен определенный диалог. И если кого-то из монахов реально выгонят, то тогда перед ней соберется монашеский майдан.
</div> <h2>Возможна ли полная ликвидация УПЦ на территории Украины</h2> Еще недавно казалось, что это вообще невозможно. Митрополит Онуфрий, руководство УПЦ после 2014-го года всячески удерживали очень хорошо сбалансированную политического позицию, за что их много критиковали.
Сейчас я бы сказал, что это в принципе возможно, но при определенных условиях. Если смотреть с исторической точки зрения, ПЦУ — это некоторая замена униатства. В прошлые века в западнорусских землях ведь тоже хотели всех сделать униатами для того, чтобы подчинить своей политической власти. Поэтому ПЦУ — это как раз такой метод переформатирования церкви. Константинопольский патриархат активно выступает в этом вопросе, и у него есть лоббисты в офисе Зеленского. За такое развитие событий выступают и мои американские коллеги. Видимо, они хотят таким образом фактически отрезать восток Украины.
Прежде всего, полную целостность Украины уже в нынешней ситуации сохранить не удастся — при любых обстоятельствах это практически невозможно. При наличии населения, которое является паствой УПЦ, эту церковь невозможно разрушить. Значит, надо дискредитировать ее, а значит дискредитировать и ту часть Украины, которая не нужна Украине центральной и западной. Отрезать этот кусок. И тогда ПЦУ будет царицей полей. Этот процесс уже идет. Паства УПЦ гибнет и страдает в зоне конфликта. <div class="intext-black">
Донбасс явно не нужен Киеву, несмотря на то, что они постоянно говорят о территориальной целостности страны. Никакого плана Маршалла для Донбасса никто делать не будет, и поэтому им нужно всю эту историю по-тихому слить.
</div> Только этим можно объяснить накат на УПЦ как на некоторую символическую силу, которая еще держит восток, центр и запад Украины вместе. Если ее убрать, тогда можно спокойно хоть завтра заключать мир, — мол, забирайте эти развалины себе на определенных условиях и делайте, что хотите. Как говорили многие мои коллеги из Киева, "это быдло нам не нужно".
<hr />
<em>Мнение автора может не совпадать с мнением редакции</em>
Свежие комментарии